Понятие менеджмента и его основы
Хозяйственные системы, организованные людьми, подчиняются определенным правилам и законам функционирования. Управление трудом было особенно важным в трех сферах человеческой деятельности, а именно, политической, экономической и защитной. В политической жизни регулирование требовалось в целях установления и поддержания порядка, в экономической – для поиска ресурсов, а также их эффективного использования. Оборонительная сфера требовала объединения сил в борьбе с противником.
Общее определение менеджмента гласит, что он направлен на разработку и организацию, а также эффективное применение и осуществление контроля над функционированием социально – экономических систем. Наиболее часто теория менеджмента используется в предпринимательстве, некоммерческих организациях, в сфере государственного управления.
Субъектами изучения науки о менеджменте является человек или некоторая группа людей, которая реализует управленческую функцию в рамках объекта хозяйствования. Объектом менеджмента может быть:
- персонал;
- конкуренты компании;
- финансовые ресурсы организации;
- производственные процессы;
- сбытовые операции;
- работа с контрагентами;
- информация и другое.
Основной целью управленческой деятельности в предпринимательстве является обеспечение стабильности работы организации и сохранения способности к получению прибыли. Для этого могут использоваться кадровые перестановки, реорганизация производственного процесса, внедрение новых технологий и средств труда, повышение эффективность использования имеющихся ресурсов и другое.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, руководящий состав стремится к решению отдельных задач. К ним относят оценку общего состояния объекта менеджмента, определение целей и их ранжирование в зависимости от приоритетов, формирование стратегических и тактических планов, составление перечня необходимых ресурсов, делегирование полномочий среди менеджеров среднего звена. Сюда же входят последовательность внедрения решений, подбор и стимулирование труда кадров, осуществление контроля над реализацией исполнения задач.
Сущность стратегического менеджмента
Стратегическое управление или менеджмент представляет собой принятие таких решений, которые позволят повысить эффективность деятельности компании и ее конкурентоспособность путем делегирования ответственности на ее руководителей. В целях повышения качества стратегического планирования используют научные обоснования и методы формирования управленческих решений.
Чтобы стратегическое планирование в управлении было эффективным необходимо внедрять широкий перечень подходов для его создания:
- системный;
- комплексный;
- интеграционный;
- функциональный;
- маркетинговый;
- динамический;
- воспроизводственный;
- процессный;
- нормативный;
- оптимизационный;
- административный;
- поведенческий;
- ситуационный и другие.
Основным объектом управления в рамках стратегического менеджмента выступает отдельное предприятие. Стоит отметить, что стратегия в данном случае подразумевает не только долгосрочное планирование мероприятий по достижению целей и задач. Она базируется на совокупности определенных специфических знаниях, методах и принципах реализации управленческих решений. Для того, чтобы реализовать задуманное используют услуги высококвалифицированных специалистов, имеющих специальное образование в сфере построения стратегий развития.
Предметом деятельности стратегического управления являются постановка генеральных целей и задач предприятия, поиск решений для преодоления слабых стороны или отсутствующих звеньев. Сюда относят анализ и минимизацию воздействия внешних факторов, а также выработку комплекса стратегий, с целью выбора наиболее оптимальной для данной организации.
Стоит отметить, что стратегическое управление включает в себя все сферы деятельности предприятия от маркетинговых мероприятий для управления финансовыми потоками. Получается, что одной из ключевых задач менеджмента является создание условий для согласованного функционирования всех подсистем.
Понятие бизнес – модели и ее применение
Бизнес-моделирование широко применяется на практике различными организациями. Впервые это понятие возникло в конце сороковых годов прошлого века. Бизнес-модель используется для описания любых механизмов деятельности коммерческой фирмы, а также для продукции и ее развития в рамках стратегического менеджмента.
Данное понятие тесно связано с другими элементами стратегического управления, такими как, бизнес – процесс, долгосрочное планирование, цепочка ценностей.
Если рассматривать коммерческую организацию в качестве системы, то применение к ней стратегического планирования оказывает влияние на все ее структурные элементы. То есть, принятые управленческие решения для долгосрочного развития фирмы воздействуют на все аспекты ее деятельности. Бизнес-модель позволяет понять, каким образом должны функционировать те или иные элементы данной системы для достижения поставленных целей.
Само по себе понятие бизнес-модели является достаточно молодым, поэтому ученые еще не пришли к общему мнению о ее сущности, определении и типологии. Некоторые из экономистов варьируют модели в зависимости от специфики конкретного рынка.
Построение бизнес-моделей дает возможность руководителю наглядно увидеть потенциал своей компании, оценить ее конкурентоспособность и устойчивость, проанализировать новые процессы в системе управления. Кроме того, бизнес-моделирование помогает сформировать новаторские решения и внедрить их в уже существующую систему хозяйствования. Данный тип модели удобен для осуществления контроля над результатами коммерческой деятельности, а также над эффективностью принятых управленческих решений. С ее помощью можно создать общее представление о функционировании компании в целом.
Часто стратегическое планирование и бизнес – моделирование используют как синонимы, но между ними есть заметная разница. Стратегия подразумевает глобальную аналитическую работу для изучения факторов воздействия со стороны внешней и внутренней среды. Бизнес-модель решает краткосрочные задачи и достигает менее крупных целей. Можно сказать, что она относится к области тактического планирования. Бизнес – модель более конкретна, детальная и имеет строгую направленность на решение определенной проблемы.