Развитие международных транспортных коммуникаций
Транзитное положение – это наиболее благоприятное положение страны с экономической точки зрения, при котором страна обеспечивает безопасный, стабильный, рентабельный, скоростной, комфортный транзит товаров по своей территории между сопредельными странами.
Прогресс на транспорте сегодня приближает территории друг к другу, и как бы «сжимает» пространство. Сегодня большое значение имеет скорость, сохранность и своевременность доставки грузов, а для развития туризма к требованиям добавляется комфортность и доступная цена проезда.
После распада СССР, новые государства на постсоветском пространстве имеют замедленные темпы экономического роста.
Одна из причин заключается в том, что 9 из этих стран лишены выхода в открытое море, 5 стран занимают внутриматериковое положение, таким образом, они удалены от главных мировых рынков и сталкиваются с транспортно-логистическими ограничениями.
Большую часть российского пространства занимают регионы, которые на тысячи километров удалены от морей, что также негативно влияет на их развитие.
В области внутренней транспортной инфраструктуры постсоветские страны проводят собственную политику её строительства. Однако жизнь показывает, что грузовая база и инвестиционные ресурсы ограничены, лучшие результаты достигаются при совместной деятельности стран-соседей, в рамках интеграционных проектов.
В развитии транспорта и логистики важным направлением является увеличение связанности национальных транспортных коммуникаций. Эта связанность проявляется в развитии международных транспортных коридоров (МТК).
В строительстве МТК роль России в Евразии особенно велика, ввиду ее географического положения на континенте.
Ряд российских МТК будет развиваться в рамках китайской стратегии ОПОП. Их деятельность будет заключаться в улучшении сообщения между крупными центрами страны, в повышении конкурентоспособности внутриматериковых и дальневосточных регионов страны.
Это позволит улучшить качество жизни людей, привлечь мигрантов в районы Дальнего Востока и Сибири, углубить и расширить внутренний российский рынок.
В России есть ряд научных докладов, посвященных развитию транспорта в постсоветских странах. Существует программа Центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС), транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), где внимание уделяется анализу развития МТК на пространстве ЕАЭС и стран, которые к нему примыкают.
Речь идет о диверсификации сообщений с мировыми рынками.
Это необходимо для того, чтобы ускорить международный товарооборот, нарастить экспорт услуг через развитие транзитных перевозок, которые пока недостаточно исследуются в качестве динамичного процесса, который отражает трансформацию мировой и региональной экономики.
Транзитный потенциал России и Сибири
Транзитный потенциал РФ – это возможность перемещения по территории России грузов третьих стран без пошлин и налогов, но под контролем таможенных органов.
Транзит повышает эффективность использование транспортной сети страны, оказывает стимулирующее воздействие на её совершенствование. Транзит в таких странах, как Германия, Австрия, Венгрия, Польша, Нидерланды является доходной статьей бюджета.
В России существуют большие возможности использования транзитного потенциала, особенно в Сибири, что в сочетании с задачами развития мировой транспортной сети, становится для России приоритетом.
Рисунок 1. Северный транспортный коридор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специалисты считают, что потенциальные доходы от международного транзита можно сопоставить с доходами от экспорта энергоносителей.
Транзитный потенциал России и его дальнейшее развитие особенно актуально, потому что исчерпаны возможности повышения скорости и снижения себестоимости перевозок на трансморских линиях, а российские порты сильно перегружены.
Пропускная способность Суэцкого канала, связывающего Запад и Восток ограничена, качественного предела достигло совершенствование магистральных судов-контейнеровозов. Что касается возможностей железнодорожного транспорта и системы автомобильных магистралей, а также внутренних водных путей, то они только раскрываются.
В XXI веке основой единой транспортной сети становятся мировые тенденции в совершенствовании технологии транспортировки грузов – растут контейнерные перевозки по интермодальным транспортным коридорам. Отсюда главной задачей евроазиатской транспортной политики является формирование такой транспортной сети.
Коммуникации в Центральной и Западной Европе более развиты, поэтому базовая система транспортных коридоров у них в основном создана, а вот в Азии, с их высокими темпами экономического развития, процесс создания транспортных коридоров только начинается.
Географическое положение России и её транспортная инфраструктура позволяют стране выйти на мировые рынки перевозок, предложить свои, отвечающие современным требованиям, привлекательные транзитные ресурсы.
Для реализации транзитного потенциала России, существуют идеи и проекты, которые дадут возможность ускорения интеграции страны в мировую транспортную систему.
Каждый российский проект уникален не только для самой страны и стран-участниц, но и для всего мирового сообщества.
Ряд таких проектов имеет очень большое значение для развития Сибири и Дальнего Востока.
Для экономического развития Иркутской области перспективными являются проекты по увеличению пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Транзитный потенциал Транссибирской магистрали
Транссибирская магистраль, протяженностью 928 км, связывает столицу страны и город Владивосток.
Магистраль двухпутная, с ее помощью страна интенсивно осваивала зауральские земли, укрепляя российское влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
При интегрировании Транссиба с железнодорожной сетью других стран, он превратится в самый протяженный маршрут контейнерных перевозок XXI века, став, при этом, самым мощным. Транссиб на сегодняшний день электрифицирован и является коротким путем для многих транзитных грузов.
По этой магистрали в 80-е годы осуществлялись основные контейнерные перевозки между Центральной Европой и Юго-Восточной Азией. За год перевозилось 100 млн. тонн грузов, включая 140-160 тыс. контейнеров.
К началу распада СССР, в 90-е годы, Транссибом перестали пользоваться зарубежные клиенты, количество товарных рейсов с транзитными грузами из порта Находка значительно сократилось.
Потенциал Транссиба к середине 90-х годов использовался только на 1/3 часть, в результате чего Россия потеряла финансовые ресурсы от транзита.
В настоящее время рассматривается проект через остров Сахалин до Японии, что позволит продлить Транссибирскую магистраль и создаст евроазиатский транзитный коридор. Он должен будет соединить торговые полюса европейских стран и АТР.
Этот транзитный коридор будет значительно дешевле морского и сможет конкурировать с морским транзитом. При этом путь между Европой и Азией сократится на 8 тыс. км и сэкономит 8-10 суток транзитного времени.
Транссиб имеет хорошую перспективу перерасти в Трансконтинентальную магистраль и стать универсальным коридором не только для европейских стран.
Западный участок Транссиба, при сооружении Сибирско-Аляскинской магистрали, сможет принять на себя часть грузооборота между Северной Америкой и Евразией.
Для этого необходима модернизация инфраструктуры Транссибирского коридора и работы в этом направлении уже ведутся – реконструируются морские терминалы портов Петербурга и Восточного, модернизируются контейнерные терминалы, развивается автодорожная сеть в полосе коридора.
Выполнены работы на границе с Китаем и Монголией по развитию железнодорожных станций.
Конечно, Трансконтинентальная магистраль требует мощного логистического центра с пропускной способностью 100-150 тыс. контейнеров в год. Формирование такого центра идет в Чехии, ст. Богумин, через Польшу и Прагу ведется широкая колея.
Путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу в XXI веке может стать важнейшим в мире коммерческим маршрутом. Однако созданию этого коридора помешали события на Украине и введение санкций западных стран Европы против России.