Общая характеристика транспортно-географического положения РФ
Транспортно-географическое положение – это положение государства по отношению к крупным транспортным магистралям, определяющим транспортные связи территории с другими государствами.
Многие железнодорожные магистрали и автомобильные дороги, нефте-и газопроводы после распада СССР остались в постсоветских странах.
Россия располагается в стороне от крупнейших мировых транспортных узлов и мировых грузопотоков, поэтому обладает окраинно-периферийным транспортно-географическим положением.
С позиций макрорегионального положения страна располагается на пути потенциальных потоков грузов из Зарубежной Азии в Европу. Но эти грузы пока транспортируются через Индийский океан, Суэцкий канал или вокруг Африки. Транзитные потоки грузов через территорию России незначительные.
На межрегиональном уровне в транспортно-географическом положении России есть целый ряд преимуществ – это связь стран Балтии и стран СНГ, Закавказья, Центральной Азии, Среднего Востока.
Рисунок 1. Транспортные коридоры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Через территорию России проходят международные магистральные трубопроводы, снабжающие энергоносителями Балтию и страны СНГ.
Транспортно-географическое положение России усиливается таким важным фактором, как ресурсный потенциал. Основными потоками энергоресурсов, руды, леса среди стран-импортеров управляет и распределяет их Россия.
Транспортно-географическое положение разных регионов России разное – наибольшая его выгода отмечается в западных, юго-западных и юго-восточных регионах.
Основная причина заключается в том, что они расположены на стыке транспортных путей с европейскими главными транспортными узлами, с узлами Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Восточной Азии.
В мировом грузообороте транспорта доля российского грузооборота небольшая – около 4 %, а в грузообороте мирового трубопроводного транспорта более высокая – 19 %.
Внешнеторговые грузы России перевозятся морским транспортом. Обработка этих грузов происходит в 6-ти главных портах страны – Санкт-Петербург, Новороссийск, Приморск, Туапсе, Находка, Восточный.
В международном воздушном сообщении основная часть пассажиров – 85%, прибывает через аэропорты Московского авиаузла.
Такие виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, речной во внешних транспортных связях России большой роли не играют. Железнодорожный и автомобильный транспорт используются в основном для внутренних перевозок, а также со странами СНГ и Китаем.
Россия занимает транзитное транспортно-географическое положение из Азии в Европу и обратно и через свою территорию может пропускать 5-6% контейнерного потока.
На направление Япония-Монголия приходится 17 % транзитных грузов, перевозимых по Транссибирской магистрали, Южная Корея-Финляндия – 16%, транзит Япония-Чехия – 14 %, Япония-Финляндия – 13 %, Южная Корея-Эстония – 8 %, Китай-Украина – 6 %.
Транспортные коридоры и трансграничные переходы России
Европейскую часть территории России пересекает несколько транспортных коридоров. Они связывают Центральную и Центрально-Восточную Европу со странами Центральной Азии, Среднего Востока и Закавказья.
Три международных панъевропейских Критских мультимодальных транспортных коридора полностью или частично проходят по территории России:
- Один из них идет по территории Калининградской области и включает Калининградский порт, автодорожные и железнодорожные к нему подходы со стороны Литвы (Советск) и со стороны Польши (Мамоново), а также Калининградский аэропорт;
- Автомобильные и железные дороги через Смоленск из Польши и Белоруссии до Москвы и Нижнего Новгорода, терминальные комплексы, сооружаемые в Московской области, Москве, Смоленске, Вязьме, Владимире, Нижнем Новгороде;
- Несколько железных и автомобильных дорог, идущих из Хельсинки до Киева через Санкт-Петербург, Москву, Хутор Михайловский. Еще две ветки – Санкт-Петербург-Невель-Белоруссия и Вильнюс-Нестеров-Калининград.
Включаются морские порты Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк и аэропорты – Санкт-Петербург, Москва, Московский авиаузел и терминальные комплексы.
За последние 20 лет в России в 15 раз увеличилось количество сухопутных и водных трансграничных переходов и на сегодняшний день их больше 250.
По одному трансграничному переходу Россия имеет на границе с Норвегией и с Корейской Народно-Демократической Республикой.
Самое большое количество переходов – 67, находится на границе с Казахстаном, 53 перехода с Украиной, 25 – с Белоруссией.
Есть переходы с республиками Прибалтики, Польшей, Грузией и Азербайджаном, Монголией, Китаем, Японией.
Во внешней транспортной политике главными приоритетами России являются:
- широтное освоение международных транспортных коридоров;
- извлечение выгод из транспортно-географического положения из стран АТР в Европу;
- значительное усиление экспортных выходов в Азию и Европу;
- реконструкция морских портов Дальнего Востока и Балтийского моря и дальнейшее их расширение;
- расширение сети международных авиалиний за пределы Европы.
Промышленный транспорт России
Крупные предприятия страны имеют свои виды транспорта, получившего название промышленного. Свое железнодорожное хозяйство предприятия постепенно сокращают – если в конце 1980-х годов его имели более 30 тыс. предприятий, то на начало 2010 г. таких предприятий было уже 7 тыс.
Общая длина подъездных железнодорожных путей, находившихся в эксплуатации в 2017 г., составляла 36 тыс. км. Из всего числа грузовых вагонов предприятиям черной металлургии принадлежало 25 %.
Объемы перевозок к 2017 г. сократились почти в 2 раза и составили по сравнению с 1980 г. 3,0 млрд. тонн.
Промышленной железной дорогой, причем самой типичной, является Норильская, изолированная от единой железнодорожной сети России. Она перевозит руду, стройматериалы, отработанное топливо и породу.
Предприятия и ведомства имеют автомобильный транспорт, перевозящий и доставляющий грузы на склады и в рабочие цеха.
Автомобильная техника используется на горнодобывающих, строительных, металлургических предприятиях, с помощью которой подвозятся грузы к причалам портов, станциям промышленных железных дорог, на обогатительные фабрики.
Сеть нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов представляет собой промышленный трубопроводный транспорт. Благодаря этому транспорту, вернее его разновидности (пневматический транспорт), можно перемещать песок, цемент, металлические и древесные опилки, зерно, муку и другие сыпучие грузы.
Дальность расстояния составляет до 50 км. В 70-80-е годы такие транспортные установки действовали на некоторых предприятиях Волгограда, Санкт-Петербурга, Тулы и др.
В 1990-е годы прекратилась работа самого протяженного пульпопровода Белово (Кемеровская область) –Новосибирская ТЭЦ-5. Пульпопровод перекачивал угольную эмульсию.
У ряда предприятий есть собственные суда и собственные причалы морских и речных портов, которые используются для перевозки сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции.
Массовые сыпучие грузы, такие как уголь, песок, руда в пределах промышленных предприятий перемещаются с помощью конвейерного транспорта, общая протяженность которого более 5 тыс. км.
Ежегодно по конвейерам транспортируется более 570 млн. тонн грузов. Такие конвейеры используются на металлургических, горнодобывающих предприятиях.
На Сахалине в 2022 г. должны запустить самый длинный в России угольный конвейер, протяженностью 23 км. Он пройдет от Солнцевского разреза до порта города Шахтерска.
На промышленных, строительных, лесных, сельскохозяйственных предприятиях используется канатно-подвесной транспорт. Он помогает быстро перемещать сырье к местам его переработки или погрузки для дальнейшей транспортировки с помощью других видов транспорта.