Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономико-географическое положение как историческая категория

Экономико-географическое положение как историческая категория

По содержанию и характеру проявления экономико-географическое положение (далее ЭГП) зависит от условий общественного, политического, социально-культурного, хозяйственного развития территории.

При оценке ЭГП необходимо учитывать целый ряд черт, потому что одни и те же характеристики в разное время могут иметь разное значение. За определенный период времени происходят изменения большого числа объектов по установившимся связям.

Если физико-географическое положение практически неизменно, то экономико-географическое положение – категория историческая, качества которой определяются в координатах времени, поэтому исторический динамизм является важной особенностью ЭГП.

Под влиянием меняющегося внешнего окружения и внутреннего социально-экономического развития субъекта меняется и его экономико-географическое положение. Данная ситуация может быть связана со сдвигом в географическом разделении труда, развитием транспортной инфраструктуры, возникновением новых рынков товаров и услуг.

В первой половине XX века, например, ряд Уральских и Сибирских губерний, улучшили свое географическое положение. Причина заключалась в том, что через них прошла Транссибирская железнодорожная магистраль – населенные пункты, через которые она прошла, получили большой импульс для развития, а небольшие поселки превратились в крупные города.

Численность населения Омска за 29 лет увеличилась по переписи населения 1926 г. в 4,5 раза, а численность Новосибирска – в 15 раз.

Новосибирск с населением 8 тыс. человек превратился в крупнейший город-миллионник. Вырос и Красноярск, а вот Енисейск утратил свои позиции, потому что стоял в стороне от железнодорожной магистрали.

Значительный сдвиг в экономическом развитии произошел и в Оренбурге – через город прошла железнодорожная линия Самара-Оренбург и за 50 лет численность населения увеличилась более чем в 7 раз.

Экономико-географическое положение Оренбурга с открытием железнодорожного сообщения изменилось, и регион стал важным транспортным узлом между европейскими губерниями и центрально-азиатскими территориями.

«Экономико-географическое положение как историческая категория» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Российское государство получило важное стратегическое юго-восточное направление. Железнодорожная магистраль стала толчком для роста инвестиций в экономику Оренбургской губернии.

В 30-е годы темпы роста Оренбургской области замедлились, потому что изменилась государственная экономическая парадигма в выборе региональных приоритетов развития страны.

Приоритетное развитие тяжелой промышленности изменили пространственный вектор экономического развития страны, которым стало широтное направление Уфа-Екатеринбург-Челябинск-Омск-Новосибирск-Новокузнецк.

Юго-восточное направление к этому времени довольно ослабло. Оренбургская область оказалась в стороне от крупных месторождений полезных ископаемых, основных транспортных потоков, промышленных объектов.

Оценка экономико-географического положения того или иного субъекта позволяет выявить диспропорции и определить оптимальные геоэкономические векторы развития, формы и направления внешних связей.

Учение об экономико-географическом положении

Обоснование схемы экономико-географической характеристики районов принадлежит Н. Н. Баранскому. Составной частью этой схемы является экономико-географическое положение.

Баранский подчеркивал, что для экономической географии особенно большое значение имеет положение страны по отношению к крупным рынкам, промышленным центрам, мировым транспортным путям.

Учитывать положение страны необходимо и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. По мнению ученого в экономико-географическом положении необходимо кроме экономики учитывать политику, стратегию, культуру.

Та или иная территория по мере развития может менять свое экономико-географическое положение, поэтому, подчеркивал ученый, является «категорией исторической» и должна рассматриваться в «координатах времени».

Исходя из этого, главная обязанность экономической географии учитывать специфику каждого места на поверхности Земли. Не выполняя эту обязанность, экономическая география теряет свое лицо и перестает быть сама собой.

Особенно актуальным вопрос об экономико-географическом положении становится в региональных и страноведческих исследованиях. Баранский даже «дух народа» включал в центр интересов экономической географии.

Он выделял 7 тематических разделов в схеме страноведческой характеристики – это введение, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, историко-географический очерк территории, население, общая экономико-географическая характеристика с анализом производственных связей, районирование с характеристикой каждого района, перспективы развития района.

Экономико-географическое положение, по мнению Н. Н. Баранского имеет огромное методологическое значение, потому что город, район, страна в системе географического разделения труда будут определяться их экономико-географическим положением.

В трудах И. М. Маергойза есть разработки положений теории ЭГП, где он пишет, что ЭГП является сложной совокупностью территориальных отношений и с самого начала понимается как система территориально-временных динамичных отношений.

Динамичность ЭГП довольно сильно затрудняет ее изучение. Маергойз считал, что в современном экономико-географическом положении уже есть черты будущего, так же как во «вчерашнем» положении можно найти причины того, почему объект сегодня стал таким.

Сегодняшнее изучение экономико-географического положения объекта может определить его положение завтра.

Изображение объектов на карте

На географической карте все объекты изображаются как точечные, линейные, площадные. Точечные и линейные объекты на картах мелкого масштаба тоже занимают площади, однако при соответствующих исследованиях этим обстоятельством пренебрегают.

В этом случае данные категории объектов могут иметь такие варианты взаиморасположения:

  • точки относительно друг друга, например, Пермь относительно Екатеринбурга;
  • точка относительно линии, например, Пермь на Каме;
  • точка относительно ареала, например, Берлин в Германии (столица в государстве);
  • линия относительно другой линии, например, трасса БАМ относительно Транссиба;
  • линия в пределах того или иного ареала – река Нева на северо-западе Русской равнины;
  • ареал относительно другого ареала, например, Башкортостан относительно Удмуртии.

Варианты положения объекта на карте могут быть и другие:

  • точка, расположенная вне линии или на линии – Тверь на железной дороге, а Новгород вне линии;
  • точка в пределах какого-либо ареала, на границе этого ареала или вне его, например, Норильск расположен в зоне тундры, Краснокамск – вне этой зоны, а Брест расположен на границе Польши и Белоруссии;
  • линии могут располагаться изолированно друг от друга – Кама и Обь или могут пересекаться, как БАМ и река Лена;
  • линия может находиться полностью в пределах ареала или частично в его пределах, а также полностью вне ареала – река Яна полностью находится в Якутии, река Лена в Якутии находится частично, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железными дорогами России;
  • ареалы могут занимать смежное положение – Чувашия и Мордовия, либо могут располагаться друг от друга на удалении – Карелия и Татарстан.

Чтобы определить взаиморасположение объектов, указывают направление сторон горизонта и расстояние между ними. Такие термины, как «центральное», «глубинное», «окраинное», «пограничное», «периферийное» используются для определения положения точки, линии, небольшого ареала в составе крупного.

Количественные измерения экономико-географического положения осуществляются рядом способов: от какого-либо объекта измеряется расстояние до других объектов, которые могут оказать свое влияние.

Самый простой способ заключается в измерении геодезического расстояния на местности по прямой в километрах. Иногда расстояние измеряют во времени, которое необходимо для его преодоления.

Значение при этом имеет скорость движения. Временное измерение трактуют как экономическое расстояние и его измеряют тарифной стоимостью провоза груза или пассажира.

Способ топологического расстояния, где не нужно точное выражение в метрах или минутах. Примером такого отсчета является оценка расстояния до объекта числом кварталов, станций метро, отдельных городов. В этом случае объекты обозначают точками, которые будут вершины графа, а линии их соединяющие – «ребра».

Между вершинами расстояние измеряется числом ребер, например, от Москвы (центр графа) до областных центров по одному ребру будет до Владимира, Твери, Ярославля.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot