Гуманистическая антропология
Гуманистическая концепция становится господствующей в эпоху Возрождения. Если религия смотрела на человека как на существо греховное и покорное судьбе, то мыслители эпохи Возрождения – Т. Мор и Т. Кампанелла, провозглашали ценность человека, превозносили его достоинства, разум и благородство. Личность в своих работах они рассматривали как что-то самоценное возвышенное.
Рисунок 1. Гуманизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эту эпоху вопрос первостепенной важности касается взаимоотношений между человеком и природой, обществом и личностью, провозглашаются идеалы всесторонне развитой личности и намечаются контуры общества, где человек может свободно развиваться.
Бог в философии этого периода полностью не отрицается, но, тем не менее, главной ценностью уже является человек.
Для эпохи Возрождения характерен пафос гуманизма, автономия человека, вера в его возможности. Человек становится хозяином своего морального облика, и эта идея человека как скульптора самого себя к базовой идее христианской антропологии прибавляет новый элемент – идею богоподобия. «Образ Божий» является даром, а «подобие Божие» – это подвиг, который человек должен осуществить сам.
Своего совершенства человек достигает самостоятельно на основании своей свободы и имеет возможность ответной любви к Богу. Человеческая природа, с точки зрения католицизма, стремится к добру, хотя и испорчена грехом. В этом стремлении к добру человеческая воля свободна. Грех – это слабость человека, а не бремя, а слабость требует понимания, и воцерковление спасает даже грешников.
С точки зрения протестантов, одни люди предопределяются Богом к вечной жизни, а другие к вечному проклятию, и спастись можно только истинной верой и любовью. В этом случае религиозному блаженству участие в делах мира и государства повредить не может. Личный выбор протестанты утверждают в качестве непреложной и обязательной истины, порождая жажду действия.
Путь к блаженству заключается в самоотверженной работе, направленной на духовное очищение человека. Человек сам решает свои задачи, поскольку он свободен относительно мира.
Учение Лютера в этом плане является источником политической и духовной свободы современного западного общества. Однако эта свобода имеет негативный аспект – бессилие и изоляцию человека, поскольку человек по своей природе, считают протестанты, порочен и по собственной воле не может выбрать добро.
Движение протестантской мысли, с одной стороны, включало борьбу против разума, сращенного с верой, а с другой стороны, борьбу против веры, сращенной с разумом.
История антропологии
Антропология – это наука о происхождении, развитии, наследственности человека, изменчивости структуры и численности человеческих популяций как во времени, так и в пространстве.
Термин имеет греческое происхождение и впервые был употреблен Аристотелем при изучении духовной жизни человека.
В средние века в Европе появилось направление, изучающее физическую человеческую сущность, а окончательное понимание термина сформировалось только к XIX столетию.
Антропологические знания формируются у философов Древней Греции – Эмпедокла, Демокрита, Анаксимандра. Они интересовались отличием человека от животных. В частности, Сократ утверждал, что высокое положение человека в мире определяет наличие у него рук. Аристотелю принадлежала идея «лестницы существ».
В Средние века в антропологической области знаний начался период застоя. Зато период Возрождения характеризуется восхищением человека, его силой и могуществом.
Мыслители эпохи Возрождения с огромным восторгом описывали тело человека, значительные открытия были сделаны и в анатомии. Свой вклад в эту область внесли Везалий, Фабриций, Леонардо да Винчи.
Великие географические открытия стали толчком к развитию знаний о человеческих расах.
Бурное развитие антропологии идет за счет колонизации и внимания к демографическим процессам в XVIII веке. В антропологию начинают включать вопросы психологии, что, например, делал немецкий мыслитель И. Кант.
Примерно в это же время появился первый антропологический труд, автором которого был Панкратьевский дьякон Иван Михайлов.
В этот период К. Линнеем была построена классификационная схема, в которой человек был помещен в отряд приматов. Линней вычленил вид гомо сапиенс и разделили его на 4 расы, а Жорж Бюффон отметил отличия физических типов человека, охарактеризовав их. По его мнению, эти типы определяются бытовыми условиями и климатом.
Важный период в развитии антропологии начался с середины XIX века. В это время в Париже в 1859 г. было организовано антропологическое научное общество, несколько позже такие общества появляются в Англии и России. Задачей обществ было изучение расовых особенностей людей.
Создатель парижского антропологического общества Брок составил таблицу вариационных признаков и методику измерения тела человека. Появившаяся работа Ч. Дарвина разрушила теологические воззрения, показав, что человек является результатом продолжительной эволюции живых организмов на Земле.
Гуманизм эпохи Возрождения
Классический или ренессансный гуманизм представляет собой направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения. Он провозглашает человека мерой всех вещей.
В эпоху Возрождения происходит смена христианской культурной парадигмы на светски-гуманистическую. В ее основе лежат переосмысленные достижения античной мысли. В центре гуманизма как философско-этической позиции, находится человек с его естественными правами, свободами, ценностями, идеалами, направленным на его совершенствование.
Гуманизм – это исследование человека таким, какой он есть. Слово гуманизм в каком-то смысле является синонимом слова «антропоцентризм».
Гуманисты считали себя истинными философами и видели идеал для Возрождения в античности. Гуманисты полагали, что в возрождении античного миропонимания состоит задача истинных философов. С этой целью все древнегреческие произведения они переводят на латынь и современные им языки.
Всех возрожденческих платоников, стоиков, эпикурейцев, арестотеликов объединяла гуманистическая идея интереса к человеку. В это время появляется художественная литература, возрождается эпистолярный жанр, слагаются стихи, пишутся философские трактаты.
Отличаются от общепринятых и социальные взгляды гуманистов. Гуманисты считают, что все слои населения, феодалы и вассалы – равны, потому что каждый человек есть образ Божий.
В первую очередь они используют христианские аргументы и проявляют главный интерес к этическим вопросам, а это значит, что для гуманистической философии онтологическая и гносеологическая проблематика была нехарактерна.
Гуманисты видели в природе человека образ Бога и восхваляли разум человека. Именно человек, как разумное существо, является творцом и в этом подобен Богу, поэтому человек должен улучшать мир и делать его еще прекраснее.