Экономико-географическое положение как историческая категория
По содержанию и характеру проявления экономико-географическое положение (далее ЭГП) зависит от условий общественного, политического, социально-культурного, хозяйственного развития территории.
При оценке ЭГП необходимо учитывать целый ряд черт, потому что одни и те же характеристики в разное время могут иметь разное значение. За определенный период времени происходят изменения большого числа объектов по установившимся связям.
Если физико-географическое положение практически неизменно, то экономико-географическое положение – категория историческая, качества которой определяются в координатах времени, поэтому исторический динамизм является важной особенностью ЭГП.
Под влиянием меняющегося внешнего окружения и внутреннего социально-экономического развития субъекта меняется и его экономико-географическое положение. Данная ситуация может быть связана со сдвигом в географическом разделении труда, развитием транспортной инфраструктуры, возникновением новых рынков товаров и услуг.
В первой половине XX века, например, ряд Уральских и Сибирских губерний, улучшили свое географическое положение. Причина заключалась в том, что через них прошла Транссибирская железнодорожная магистраль – населенные пункты, через которые она прошла, получили большой импульс для развития, а небольшие поселки превратились в крупные города.
Численность населения Омска за 29 лет увеличилась по переписи населения 1926 г. в 4,5 раза, а численность Новосибирска – в 15 раз.
Новосибирск с населением 8 тыс. человек превратился в крупнейший город-миллионник. Вырос и Красноярск, а вот Енисейск утратил свои позиции, потому что стоял в стороне от железнодорожной магистрали.
Значительный сдвиг в экономическом развитии произошел и в Оренбурге – через город прошла железнодорожная линия Самара-Оренбург и за 50 лет численность населения увеличилась более чем в 7 раз.
Экономико-географическое положение Оренбурга с открытием железнодорожного сообщения изменилось, и регион стал важным транспортным узлом между европейскими губерниями и центрально-азиатскими территориями.
Российское государство получило важное стратегическое юго-восточное направление. Железнодорожная магистраль стала толчком для роста инвестиций в экономику Оренбургской губернии.
В 30-е годы темпы роста Оренбургской области замедлились, потому что изменилась государственная экономическая парадигма в выборе региональных приоритетов развития страны.
Приоритетное развитие тяжелой промышленности изменили пространственный вектор экономического развития страны, которым стало широтное направление Уфа-Екатеринбург-Челябинск-Омск-Новосибирск-Новокузнецк.
Юго-восточное направление к этому времени довольно ослабло. Оренбургская область оказалась в стороне от крупных месторождений полезных ископаемых, основных транспортных потоков, промышленных объектов.
Оценка экономико-географического положения того или иного субъекта позволяет выявить диспропорции и определить оптимальные геоэкономические векторы развития, формы и направления внешних связей.
Учение об экономико-географическом положении
Обоснование схемы экономико-географической характеристики районов принадлежит Н. Н. Баранскому. Составной частью этой схемы является экономико-географическое положение.
Баранский подчеркивал, что для экономической географии особенно большое значение имеет положение страны по отношению к крупным рынкам, промышленным центрам, мировым транспортным путям.
Учитывать положение страны необходимо и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. По мнению ученого в экономико-географическом положении необходимо кроме экономики учитывать политику, стратегию, культуру.
Та или иная территория по мере развития может менять свое экономико-географическое положение, поэтому, подчеркивал ученый, является «категорией исторической» и должна рассматриваться в «координатах времени».
Исходя из этого, главная обязанность экономической географии учитывать специфику каждого места на поверхности Земли. Не выполняя эту обязанность, экономическая география теряет свое лицо и перестает быть сама собой.
Особенно актуальным вопрос об экономико-географическом положении становится в региональных и страноведческих исследованиях. Баранский даже «дух народа» включал в центр интересов экономической географии.
Он выделял 7 тематических разделов в схеме страноведческой характеристики – это введение, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, историко-географический очерк территории, население, общая экономико-географическая характеристика с анализом производственных связей, районирование с характеристикой каждого района, перспективы развития района.
Экономико-географическое положение, по мнению Н. Н. Баранского имеет огромное методологическое значение, потому что город, район, страна в системе географического разделения труда будут определяться их экономико-географическим положением.
В трудах И. М. Маергойза есть разработки положений теории ЭГП, где он пишет, что ЭГП является сложной совокупностью территориальных отношений и с самого начала понимается как система территориально-временных динамичных отношений.
Динамичность ЭГП довольно сильно затрудняет ее изучение. Маергойз считал, что в современном экономико-географическом положении уже есть черты будущего, так же как во «вчерашнем» положении можно найти причины того, почему объект сегодня стал таким.
Сегодняшнее изучение экономико-географического положения объекта может определить его положение завтра.
Изображение объектов на карте
На географической карте все объекты изображаются как точечные, линейные, площадные. Точечные и линейные объекты на картах мелкого масштаба тоже занимают площади, однако при соответствующих исследованиях этим обстоятельством пренебрегают.
В этом случае данные категории объектов могут иметь такие варианты взаиморасположения:
- точки относительно друг друга, например, Пермь относительно Екатеринбурга;
- точка относительно линии, например, Пермь на Каме;
- точка относительно ареала, например, Берлин в Германии (столица в государстве);
- линия относительно другой линии, например, трасса БАМ относительно Транссиба;
- линия в пределах того или иного ареала – река Нева на северо-западе Русской равнины;
- ареал относительно другого ареала, например, Башкортостан относительно Удмуртии.
Варианты положения объекта на карте могут быть и другие:
- точка, расположенная вне линии или на линии – Тверь на железной дороге, а Новгород вне линии;
- точка в пределах какого-либо ареала, на границе этого ареала или вне его, например, Норильск расположен в зоне тундры, Краснокамск – вне этой зоны, а Брест расположен на границе Польши и Белоруссии;
- линии могут располагаться изолированно друг от друга – Кама и Обь или могут пересекаться, как БАМ и река Лена;
- линия может находиться полностью в пределах ареала или частично в его пределах, а также полностью вне ареала – река Яна полностью находится в Якутии, река Лена в Якутии находится частично, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железными дорогами России;
- ареалы могут занимать смежное положение – Чувашия и Мордовия, либо могут располагаться друг от друга на удалении – Карелия и Татарстан.
Чтобы определить взаиморасположение объектов, указывают направление сторон горизонта и расстояние между ними. Такие термины, как «центральное», «глубинное», «окраинное», «пограничное», «периферийное» используются для определения положения точки, линии, небольшого ареала в составе крупного.
Количественные измерения экономико-географического положения осуществляются рядом способов: от какого-либо объекта измеряется расстояние до других объектов, которые могут оказать свое влияние.
Самый простой способ заключается в измерении геодезического расстояния на местности по прямой в километрах. Иногда расстояние измеряют во времени, которое необходимо для его преодоления.
Значение при этом имеет скорость движения. Временное измерение трактуют как экономическое расстояние и его измеряют тарифной стоимостью провоза груза или пассажира.
Способ топологического расстояния, где не нужно точное выражение в метрах или минутах. Примером такого отсчета является оценка расстояния до объекта числом кварталов, станций метро, отдельных городов. В этом случае объекты обозначают точками, которые будут вершины графа, а линии их соединяющие – «ребра».
Между вершинами расстояние измеряется числом ребер, например, от Москвы (центр графа) до областных центров по одному ребру будет до Владимира, Твери, Ярославля.