Единый страховой рынок в странах ЕС
Одной из задач экономической интеграции государств Европейского экономического содружества является образование единого рынка страхования. Цель создания общего рынка страхования состоит в обеспечении свободы продвижения услуг по страхованию, движения капитала и деятельности страховых брокеров, что будет способствовать развитию конкурентным отношениям и увеличению эффективности работы страховщиков.
Но процесс по формированию общего рынка в секторе страхования не может являться быстрым. Каждое государство обладает своей нормативно-правовой основой страховой деятельности, своей системой страхового надзора, которые, невзирая на общие черты, имеют несомненную национальную специфику. В частности, отличаются предлагаемые страховые продукты, налоговые страховые условия, условия осуществления страховой деятельности.
В связи с этим формирование единого рынка страхования проходит постепенно и движется в следующих направлениях:
- гарантирование свободы деятельности страховщиков во всех государствах ЕС;
- гармонизация законодательств по страхованию.
Законодательная база страхового регулирования в государствах ЕС
Базис страхового регулирования в государствах ЕС образуют Директивы Европейского сообщества.
Основная (первая) директива отнесена к личному и неличному страхованию (73/239/ЕЕС и 79/26/ЕЕС), все следующие директивы основываются на ней. Данный документ предусмотрел группы правил, которые рекомендуются всем государствам, — членам Европейского Союза, к ним относятся:
- общие правила по финансовым гарантиям (по гарантийному фонду и платежной способности страховщика);
- общие правила группирования страховых услуг в отдельные классы.
Страховое регулирование, а также надзор распространен на все классы страхования, выделение классов проводится согласно природе покрываемых рисков. Директива Европейского Союза 1973 году выделяла семнадцать классов страхования, позже выведен был еще один класс — страхование помощи.
Единые правила лицензирования дают возможность обеспечения унифицированных требований по лицензированию деятельности страхования на территории всех государств — членов ЕС. Выдача лицензии реализовывается для страховщиков государств — членов ЕС согласно принятой классификации разновидностей страхования.
Правила, которые определяют ответственность национальных надзорных органов за регулирование деятельности по страхованию. Они предусмотрели разделение ответственности меж двух групп государств — государствами, в которых выпускается продукт страхования, и государствами, которые продвигают продукт. Для государств, на территории которых размещается головная страховая компания, предусматривается ответственность надзорных органов за платежной способностью головной организации по всей ее деятельности, включая подразделения и филиалы.
Для государств, которые осуществляют продвижение услуг, предусматривается ответственность надзорных органов за урегулированием технических резервов и активов, которые покрывают такие технические резервы, исключительно по части портфеля рисков страхования, находящихся в данном государстве.
Перечисленные требования распространены на все государства, являющиеся членами сообщества.
Второй директивой по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривается введение свободы продвижения услуг страхования на территории иных государств-членов Европейского Союза. До принятия этой директивы были ограничения исключительно по продвижению мелких рисков (продвижение крупных рисков не обладало ограничениями). Эта директива демонстрирует необходимость контроля над продвижением крупных рисков – такой контроль должна реализовывать страна, которая продвигает страховую услугу.
Помимо этого, принимались некоторые иные директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию защиты, по годовой бухгалтерской отчетности и консолидированному бухгалтерскому отчету — отчетности юридических лиц, которые связаны меж собой по определенным признакам, к примеру, по собственности (размер участия в уставных капиталах) и пр.
Особенное внимание в директивах ЕС по страхованию уделено организации страхового надзора. К числу минимальных требований, которые предъявляются к национальным надзорным органам за страховой деятельностью, относятся:
- реализация надзора за финансовой деятельностью организаций и, в первую очередь, надзор за платежной способностью и размещением активов страховых компаний;
- выработка надежных учетных и административных процедур контроля деятельности страховых организаций, а также механизмов по внутреннему контролю, соответствующих типу страховой организации (ее видам, размерам страховой деятельности и т.п.).
Центр внимания надзорного страхового органа занимает анализ платежной способности страховой организации, включающий в себя:
- оценку рисков, которые связаны с активами;
- анализ актуальных рисков;
- анализ соотношения активов с принимаемыми обязательствами по соответствию между размещения активов, с одной стороны, и принимаемыми обязательствами, с иной стороны (по срокам, по валютам и т.п.);
- согласование между валютой, в которой риск принимается на страхование, и валютой, в которой страховщик исполняет собственные обязательства;
- анализ прибыльности и эффективности.
С целью обеспечения состояния стабильности в национальной экономики, эффективной защиты потребителей услуг страхования органы страхового надзора реализуют финансовый анализ рынка страхования собственной страны, включающий: изучение макроэкономических тенденций рынка, тенденций изменений законодательной базы, в статистике демографии, конкурентный анализ, оценку технических улучшений в бизнесе страхования и т.д.; исследование финансовых состояний отдельных страховых компаний и пр.