Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Становление российской системы страхового надзора

Органы страхового надзора на начальном этапе становления системы

В России дореволюционного периода деятельность обществ по страхованию подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что было предписано законами 1894 и 1898 годов. Изначально надзор реализовывался созданным в 1894 году Страховым комитетом, позже, с 1904 года, Отделом страхования и противопожарных мер при Главном управлении по делам хозяйства на местах. В обязанности надзора входило:

  • наблюдение за выполнением правил по страхованию, за правильностью и сохранностью помещения капиталов;
  • рассмотрение проекта уставов страховых организаций и изменений в них, условий полисов, балансов и отчетов;
  • назначение при необходимости ревизии страховых акционерных обществ;
  • ликвидация какого-либо общества и многое иное.

Задачи страхового надзора были достаточно широкими, но в абсолютной мере они не исполнялись никогда. После введения службы надзора страховые акционерные общества начали уплачивать сбор по возмещению ее расходов. Величина платежа определялась органами законодательной власти один раз в три года. К примеру, на период 1906—1908 годов он устанавливался в величине 0,04% с премий по собственным полисам. Со страхователей такой налог обычно не взимался, он выплачивался страховщиками из собственных средств.

Новый сервис Kampus!
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Одновременно на страховые организации возлагались обязательства по отношению к государственному бюджету — выплата пошлины по страхованию и гербового сбора. Данные налоги оплачивались страхователями совместно с премией. Пошлина по страхованию в различные годы изменялась в диапазоне от 25 до 75 копеек с 1000 рублей застрахованной суммы, но не превышала двадцати процентов премии. Она ежемесячно вносилась правлением страхового общества в губернское казначейство на местах. Гербовый сбор по страховой документации оплачивался за каждый лист зависимо от объема премии. Максимальная ставка была 50 копеек со 100 рублей премии, начиная с премий более 300 рублей. Гербовый сбор также вносился в казначейство на местах, абсолютные величины двух этих сборов были невелики.

Особенности становления российской системы страхового надзора

Российское законодательство строго регламентировало, а органы надзора контролировали инвестирование капиталов акционерных страховых обществ. Страховщикам были дозволены инвестиции в процентные бумаги государства и правительственные гарантированные облигации, в закладные листы поземельные учреждения кредита, в облигации кредитных обществ города и городских займов, в ссуды при закладе ценных бумаг, в недвижимость города и в ссуды под залог домов города, в авансы и ссуды под полисы по страхованию жизни, на текущие счета и вклады коммерческих банков. В границах данного списка действовали некоторые ограничения. К примеру, в недвижимость города можно было вложить не более сорока процентов свободных средств страховых акционерных обществ и на срок, который е превышает пятнадцати лет. Ссуды под ценные бумаги были ограничены сроками, не превышая ссуды Государственного банка и т.д.

Полезно для написания работы по теме «Становление российской системы страхового надзора» 👇
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Подробнее
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Подробнее
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Подробнее
Замечание 1

В самой большей мере ограничения коснулись взаимных отношений страховых акционерных обществ и банков.

Крупные банки обладали важнейшим значением для страховщиков в роли клиентов. Банки - непосредственные страхователи по принадлежащему им либо заложенному у них имуществу. От их воздействия в большой мере находилось в зависимости страхование большей части крупных заводов и фабрик. Страховщики, со своей стороны, играли роль банковских клиентов, но таких, которые не прибегали к займам никогда, а, наоборот, занимались поиском помещений для собственных капиталов; в форме текущих счетов и вкладов либо посредством обретения ценных бумаг при банковском посредстве, так как сами общества страхования не обладали доступом к фондовой бирже. Помещать финансы в частные банковские организации страховщики могли только при разрешении:

  • Министерства финансов;
  • Министерства внутренних дел.

Такими разрешениями должна была определяться сумма, в границах которой страховщики могли поместить средства во все кредитные учреждения частного типа, а также перечень банков и размеры вкладов в каждый банк по отдельности.

Замечание 2

Практика подобного рода была продиктована стремлением к защите интересов страхователей на случай банкротства кредитных компаний.

В экономике социалистического типа государственное урегулирование в сфере страхования проявлялось в контроле и управлении деятельности двух страховых организаций, которые являлись государственными учреждениями:

  1. Ингосстраха, который обслуживал экспортно-импортную деятельность;
  2. Госстраха, который обеспечивал потребность защиты в страховании внутри государства.

При переходе к экономике рыночного типа в 90-е году образовалось множество новых частных страховщиков. При развитии свободного рынка страхования образовалась потребность в обеспечении защиты интересов участников страхования от недобросовестного выполнения со стороны страховщиков принимаемых на себя обязательств. Механизмом, который обеспечивает эту защиту, является система лицензирования страховых компаний до начала их деятельности и последующий контроль над выполнением норм действующего законодательства в сфере страховой деятельности.

Согласно Указу Президента РФ в феврале 1992 года образован был Государственный страховой надзор (Федеральная служба РФ по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор). Он был образован как федеральный орган исполнительной власти, на который возлагался функционал контроля над соблюдением требований законодательства в области страхования и урегулирования такой деятельности при помощи лицензирования, ведения общего реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации брокеров в страховании. В 1996 году Росстрахнадзор подвергся ликвидации как самостоятельный орган исполнительной ветви власти, а его функционал передан Департаменту страхового надзора, который был создан при Министерстве финансов РФ.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 26.10.2018
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot