Налогообложение
Немалую роль в развитии страхования в государстве играет проводимая государством политика в сфере налогообложения операций по страхованию. Перед государством в этой сфере стоят две задачи:
- с одной стороны – наращивание доходов в бюджет государства и в внебюджетные фонды государства;
- с другой стороны — стимуляция юридических и физических лиц на заключение страховых договоров.
Налоговое обложение страховщиков должно организовываться таким образом, чтобы оно не было более жестким, чем обложение налогами юридических лиц, которые осуществляют иные разновидности деятельности (с точки зрения, как используемых ставок налогового обложения, так и расчетов облагаемой налогом базы).
Как и все остальные налогоплательщики, страховщики несут ответственность за следование нормам налогового законодательства, правильность вычисления, своевременность и полноту оплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых компаний реализуется согласно действующему Налоговому Кодексу. Налоговое законодательство учреждает особенный порядок налогового обложения деятельности в области страхования, учитывающий особенности этого экономического сектора экономики.
Во-первых, так как услуга в страховании не включает добавленную стоимость, то страховые организации по операциям перестрахования и страхования освобождаются от оплаты НДС. При этом входящий НДС страховая организация может в абсолютном объеме отнести на расходы, или при ведении отдельного учета трат по облагаемым и необлагаемым оборотам поставить суммы входного НДС к возмещению из бюджета либо к зачету из сумм НДС по облагаемым операциям.
Во-вторых, законодательство дает возможность страховым компаниям перекладывать собственные налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы образованных резервов по страхованию. Помимо этого, страховщику дана возможность собранные взносы по страхованию сразу не размещать под налог, а дожидаться финансового итога по страховому договору и определять величину полученной премии по договору.
При этом взносы страхования, которые не обложены налогом на прибыль на момент заключения страхования договора, могут в абсолютном объеме размещаться как средства резервов страхования в активы, которые соответствуют требованиям законодательства по страхованию, и принести страховщику дополняющий доход от вложения.
Помимо исключения из облагаемой налогами базы образованных резервов из премий страхования, у страховщиков существует возможность формировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшать полученные доходы.
Все вышеназванные условия ведут к тому, что с точки зрения величины внесения налогов в бюджет деятельность страхования не относится к доходообразующей и дает небольшие поступления.
Таким образом, налоговое законодательство учреждает особенный режим налогообложения деятельности в страховании, учитывающий особенности этого экономического сектора, обусловленные спецификой порядка определения как доходов, так и расходов, которые учитываются при расчетах налоговой базы налога на прибыль страховых компаний.
Деятельность по страхованию обладает рядом специфических особенностей и одна из них заключается в том, что в распоряжении страховщиков на протяжении определенного срока находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут инвестироваться с целью обретения дохода.
Инвестиционный доход является дополнительным источником прибыли страховщика. В итоге этого понижается ставка дохода, которая закладывается в структуру ставки по тарифу, и, следовательно, снижается тариф на эту сумму, в чем одинаково заинтересованы как страховщики, так и страхователи.
Введение обособленного учёта результатов по инвестиционной и основной видам деятельности страховых организаций вызывается также и тем, что величина находящихся в их распоряжении ресурсов инвестиций непрерывно растет.
Возможности, а также поведение страховщиков в образе инвесторов определены особенностями самой системы страхования.
Бухгалтерский учет
Важнейшим требованием, которое предъявляется к бухгалтерской отчетности страховой организации, является её открытый характер для учредителей (участников), кредиторов, инвесторов, страхователей, банков. Эта информация должна быть доступной для всех заинтересованных лиц, что обуславливается социальным фактором защиты по страхованию. Это дает возможность клиентам получать необходимую информацию о финансовом состоянии страховой организации.
Некоторыми страховщиками (в особенности крупными) публикация базовых показателей финансовой и хозяйственной деятельности применяется в целях рекламы. Публикуемая в сокращенном виде бухгалтерская отчетность должна включать итоговую часть аудиторской проверки независимого аудитора, который обладает лицензионным разрешением на осуществление аудиторской деятельности в страховании.
Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется страховыми компаниями в обязательном порядке в Минфин РФ и территориальные органы Минфина РФ, которые осуществляют надзор в сфере страхования, а также в территориальные государственные органы статистики.
Страховыми компаниями представляются в Федеральную службу по страховому надзору и ее территориальные подразделения, следующие типы форм отчетности:
- отчет по платежной способности формы № 6 - страховщик;
- отчет по размещению резервов страхования формы № 7 - страховщик;
- отчет по размещению резервов страхования по медицинскому обязательного страхованию формы № 7а - страховщик;
- отчет по страховых резервах по страхованию другому, чем страхование жизни формы № 8 - страховщик;
- отчет по использованию средств резервов превентивных мероприятий формы № 9 - страховщик;
- отчет по перестраховочным операциям формы № 10 - страховщик;
- информация операционного сегмента формы № 11 - страховщик;
- информация по дочерним и зависимым обществам формы № 12 - страховщик.