Зарождение морского страхования
Морское страхование - старейшая отрасль страхования, которая в довольно-таки развитых формах существовала уже в конце 13 — начале 14 столетия, изначально во Флоренции и Генуе.
В 1301 году в одной флорентийской бумаге упоминалось о страховании купцов, а в архивах Генуи были найдены свидетельства дел, связанных с морским страхованием, которые относятся к 1347 году. Помимо того, это самая общностная отрасль страхования, которая включает страхование грузов, судов, ответственности. Так же, морское страхование обладает чрезвычайно важной ролью в мировой экономике, так как морским транспортом перевозится приблизительно восемьдесят процентов всех транспортируемых грузов. Современные международные морские перевозки и торговля не являются возможными без страхования, которое давно стало обязательным условием для заключения международных контрактов.
История развития морского страхования показывает множественность его возможных форм организации. Известны факты истории по наличию форм морского страхования, которые основаны на принципах взаимности, еще до нашей эры. В средневековье страхование морских предприятий было осуществлено в форме морской ссуды. Это явилось первой попыткой оформления передачи риска специализированным частным договором, практиковавшейся в Европе начиная с 3 века нашей эры. Владельцу груза или судна была предоставлена ссуда, которая должна возвращаться с процентами при благополучном прибытии судна в порт назначения. При тотальном ущербе ссуда осталась у заемщика, он не должен уплачивать проценты. Принцип, являющийся общим для страхования и морской ссуды, был заключен в том, что давалось обещание, должно выполняться в случае наступления определенного условия.
В соответствии с природой риска проценты по ссуде являлись высокими. По старым генуэзским источникам, они могли составлять до 33,3% за одно путешествие. В 1236 году Папа Григорий IX с целью борьбы с ростовщичеством накладывает канонический запрет на взимание процентов, и это задало толчок для страхования за установленную в твердом размере премию.
Современные формы страхования зародились в 14 столетии во Флоренции. Там же стали впервые создаваться кружки страхования в 1552 г. К концу XVI столетия в Англии начала интенсивно развиваться морская торговля, и центр морского страхования из Италии был перемещен в Англию. Уже в 1601 году был издан первый английский указ, который регулировал морское страхование.
Заключение первых договоров по морскому страхованию велось за чашкой кофе в кофейнях поблизости Темзы, где встречались судовладельцы и страховщики. Кофейня Эдуарда Ллойда поблизости пристани была особенно популярна. Тут составлялись листы с краткими данными о морской пригодности кораблей. Данная информация в 20-х годах 18 века стала печататься под заглавием «Uoyds List». С течением времени посетители кофейни Ллойда стали соединиться в ассоциацию морских страховщиков, начали проводить собственную регистрацию судов.
Развитие морского страхования
В 1779 году был разработан полисный формуляр Ллойда S&G. Данный полис действовал двести лет. Тысячи случаев в практике судов давали возможность выделять в системе общего права так называемое прецедентное право, которое служило основой для следующих судебных решений. Лишь на рубеже веков, в 1900 году, лорд Чалмерс принял решение, что постоянно искать прецеденты является слишком затруднительным занятием, и предоставил в Палату лордов билль, ставший основой действующего и в настоящий момент Акта Морского страхования (Marine Insurance Act) 1906 году.
Приблизительно в тот же период времени Лондонский институт андеррайтеров приобретает статус организатора — разработчика стандартизированных условий морского страхования. Данные статьи, которые собраны в так называемый Свод правил, начали широко применяться типовым документом до опубликования институтом в 1982 году новых форм полисов и правил, выработанных в ответ на поступавшие постоянно жалобы от судовладельцев и перевозчиков по причине сложности текста и формы полисов. В настоящий момент английский Ллойд является наиболее крупным мировым центром морского страхования и перевозок.
В 1867 году сформировался германский Ллойд в образе акционерного общества, акции которого содержались в руках:
- Судовладельцев;
- Судостроителей;
- Купцов;
- Страховщиков.
Хозяйственное значение морского страхования
Современное морское страхование является крупнейшей отраслью страхования, составляющей базис транспортного страхования, охватывающей сферы деятельности, которые выходят за пределы морских перевозок, обеспечивает покрытие рисков, имеющих связь с грузовой перевозкой не только морским, но и по суше и воздуху. Развиваясь параллельным образом с торговым мореплаванием, морское страхование было предназначено для обеспечения зашиты от рисков морского характера.
Хозяйственное значение морского страхования состоит в следующем:
- Предоставление зашиты от убытков случайного характера, которые возникли при грузоперевозке морем. Все участники морского предприятия — судовладелец, грузовладелец, перевозчик — являются подверженными риску обретения убытков, достигающих миллиардов долларов. При повреждении или гибели имущества страховщики могут гарантировать компенсацию убытков. Невзирая на добровольный характер договоров по морскому страхованию, они будут нести в себе элемент обязательности.
- Защита интересов акционеров. Финансовая поддержка морского предприятия осуществляется акционерами, заинтересованными в благополучном исходе транспортировки. Посредством страхования акционеры пытаются обеспечивать защиту собственных интересов.
- Формирование гарантий по кредитованию. Торговые сделки часто основываются на финансировании кредитными организациями. Банки не выдают кредиты, которые не обеспечены страхованием. То же отнесено к аренде судов и использованию аккредитивов.
- Формирование возможностей для увеличения объемов деятельности в морских перевозках торговле. Морское страхование дает возможность всем субъектам хозяйствования, имеющим связь с морскими перевозками, наращивать масштабы собственных операций, наиболее свободно инвестировать собственный капитал, перенеся часть финансовой ответственности при убытке на страховщика.
- Проведение мероприятий превентивного характера. Страхование дает возможность сокращать численность аварий, так как страховщики финансируют проведение мер превенции.