Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стандарты разработки IT-программы

Реальное использование любой технологии проектирования, сопровождения и внедрения ИС в конкретной организации или проекте невозможно без применения ряда стандартов (соглашений или правил), которых должны придерживаться все участники проекта.

Стандарты, регламентирующие деятельность ИТ

Определение 1

Комплекс документов, регламентирующих деятельность разработчиков, называют нормативно-методическим обеспечением (HMЗ).

Документы, что входят в состав НМЗ - это стандарты, руководящие документы, методики, положения, инструкции, шаблоны и тому подобное. Указанные документы регламентируют: порядок создания, внедрения и сопровождения системы; общие требования к составу системы, к связям между ее компонентами, к качеству программного обеспечения; разновидности, состав и содержание проектной и программной документации.

Исторически сложилось так, что одним из самых распространенных стандартов создания программных систем де-факто является ЕСПД, - Единая Система Программной Документации (серия ГОСТ 19.ХХХ). Изначально эти стандарты были ориентированы на класс сравнительно простых программ, которые могла разработать небольшая группа программистов.

Стандарты ЕСПД практически лишены содержательной составляющей и имеют формальные требования к составу, содержанию и оформлению документов. Они описывают программу на различных стадиях ее жизненного цикла. Также у них есть требования к порядку хранения и обновления документации. некоторые авторы считают эти стандарты устаревшими (концептуально и по форме), и в то же время ЕСПД продолжают активно использовать при оформлении ПД.

Международные стандарты проектирования информационных систем

ISO / IEC 12207 - базовый стандарт на процессы жизненного цикла ИС, он ориентирован на разные типы проектов. В стандарте не предусмотрено конкретных этапов жизненного цикла ИС. Вместо того определены только ряд процессов. Поэтому стандарт позволяет реализовать произвольную модель жизненного цикла, и это является его достоинством.

«Стандарты разработки IT-программы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные информационные системы (АИС) и регламентирует стадии, этапы их создания, содержит описание содержания работ на каждом из этапов. Стандарт ориентирован на использование каскадной модели жизненного цикла.

Замечание 1

ISO / IEC 12207: 1995-08-01 и сопутствующие стандарты. Международный стандарт ISO / IEC 12207 (предложен в 1995 техническим комитетом ISO / IEC JTC1 «Информационные технологии, подкомитет SC 7, проектирование программного обеспечения») является важнейшим нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл программного обеспечения.

Документ определяет структуру жизненного цикла, содержащие действия, задачи и процессы, которые обязаны быть выполнены в период создания ПО. Подобные регламенты стали общими для любых моделей жизненного цикла, технологий и методологий разработка ПО. Способы выполнения действий и задач, включенных в перечисленных процессах, могут быть произвольного типа.

Согласно с базовым международным стандартом ISO / IEC 12207 процессы жизненного цикла делятся на 3 группы:

Главные процессы:

  • приобретение - устанавливает действия предприятия-покупателя;
  • поставки - устанавливает действия предприятия-поставщика;
  • разработка - устанавливает действия предприятия-разработчика;
  • функционирование - устанавливает действия предприятия-оператора, который обеспечивает обслуживание системы в целом в процессе ее функционирования;
  • сопровождение - устанавливает действия персонала, обеспечивающего сопровождение программы, то есть управление, модификацию, поддержку функциональной пригодности и текущего состояния; к этому процессу также относится установление (инсталляция) ПО на вычислительной системе и его удаления.

Вспомогательные процессы - это процессы, которые предназначены для поддержки главных составляющих, организации верификации, качества проекта, тестирования и проверки ПО и т.д.:

  • процесс документирования;
  • процесс обеспечения качества;
  • процесс управления конфигурацией;
  • процесс аттестации;
  • процесс верификации;
  • процесс аудита;
  • процесс решения проблем;
  • процесс совместной оценки.

Организационные процессы определяют задачи и действия, которые выполняет как заказчик, так и разработчик проекта, а именно:

  • процесс создания инфраструктуры проекта;
  • процесс управления;
  • процесс обучения;
  • процесс усовершенствования.
Пример 1

Стандарты «де-факто» - стандарты, которые официально не утверждены, но фактически действуют, например, стандартом «де-факто» долгое время были языки взаимодействия с языком программирования С и базами данных SQL, фирменные стандарты (к примеру, Microsoft ODBC).

Другие способы классификации стандартов

По объекту стандартизации: стандарты на технологии и процессы; стандарты на услуги и продукты; стандарты на различные формы коллективной деятельности, или управленческие стандарты.

По предмету стандартизации: функциональные стандарты: стандарты на языках программирования; стандарты на интерфейс, протоколы и т.д.; стандарты на создание жизненного цикла ИС.

В отдельную группу принято выделять корпоративные стандарты.

Корпоративные стандарты

Для большинства сложных проектов приходится создавать собственные комплекты методических и нормативных документов, регламентирующих процессы, этапы, работы и документы для определенных программных продуктов. Такие стандарты называются корпоративными и составляют соглашение о единых правилах организации технологии или управления в рамках организации. К таким стандартам относятся: стандарты проектирования; стандарты на оформление документации; стандарты на интерфейсы.

Стандарт проектирования должен регламентировать: набор моделей (диаграмм) на любой стадии проектирования системы и уровень детализации; правила фиксации проектных решений на диаграммах в частности правила именования (идентификации) объектов, набор атрибутов для каждого объекта, правила заполнения этих атрибутов на каждой стадии проектирования. Кроме этого данный стандарт регламентирует общие правила оформления диаграмм, также включая требования к их формам, размеру, наполнению и т.д.; требования к конфигурации рабочих мест, настройка операционной системы, общие настройки проекта и т.д.; механизм поддержки совместной работы над проектом, в частности: правил интеграции подсистем проекта, поддержки проекта в актуальном для всех разработчиков состоянии и тому подобное.

Стандарт процесса оформления проектной документации обязан устанавливать: комплектность, структуру и состав документации на каждой стадии проектирования; требования к ее оформлению в т. ч. содержание разделов, подразделов, таблиц, пунктов и т.д.; правила рассмотрения, подготовки, согласования и внедрения документации с указанием предельных сроков выполнения каждой стадии; правила к настройке технических средств подготовки документации.

Общие стандарты интерфейса должны устанавливать: правила оформления экранных форм (шрифты, цвет символов, фона), расположение и состав элементов и окон управления; правила использования средства ввода (клавиатуры, мыши и т.п.); правила оформления текстов справок; перечень сообщений; правила обработки (реакцию) на действия пользователя.

За основу корпоративных стандартов могут приниматься национальные, отраслевые или международные стандарты. К ним могут относиться разного рода методические материалы главных организаций-разработчиков ПО, научных центров, фирм-консультантов, консорциумов по стандартизации и тому подобное.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot