Постоянство качества сырья и продуктов становится одним из главных факторов усиления рыночных позиций для любой организации. С постепенным ростом благосостояния населения, становлением культуры потребления и повышением покупательской способности конкуренция из ценовой плавно переходит в фазу качественной. Современного потребителя отличают тяготение к натуральным и безопасным продуктам. Стандартизация сырья предполагает установление норм и требований к качеству товаров массового производства, а также единообразие способов тестирования и проектной документации. Этот процесс осуществляется в интересах разработчика, заказчика, изготовителя и потребителя изделий.
Контроль качества возможен только при наличии конкретных стандартов, сравнением с которыми и устанавливается уровень разработки и производства продукции.
Переход к рыночным отношениям, либерализация международной торговли и развитие внешнеэкономических отношений обеспечили рост доли экспорта продукции сырьевых отраслей промышленности из России. Это достигалось в том числе и средствами стандартизации, метрологии и сертификации, разработкой которых занимается Отдел продукции тяжелой промышленности, сырья и материалов.
Задачи ОПСМ
Основная задача ОПСМ Госстандарта России заключается в решении вопросов повышения общего качества готовой продукции, реализуемой и производимой как на внешнем, так и на внутреннем рынке сырьевыми сферами промышленности, а также обеспечении ее безопасности для здоровья и жизни людей.
Ключевые направления деятельности ОПСМ:
- проведение организационных работ по формированию нормативной и законодательной базы (документации), предоставляющей безопасность сырья;
- создание и принятие норм, обеспечивающих отечественным товаропроизводителям необходимые условия для увеличения качества и конкурентоспособности их товара;
- взаимодействие российских стандартов с региональными, международными, национальными с целью внедрения условий для вступления России в ВТО;
- составление организационно-методических нормативов по сертификации однотипной продукции, что позволяет провести объективную оценку безопасности изделий, поставляемых на рынок;
- формирование регионально-разветвленной сети испытательных лабораторий (ИЛ) и аккредитованных структур по сертификации (ОС) для дальнейшей сертификации групп продукции;
- реализация законов РФ и федеральных документов по закрепленной товаров;
- осуществление организационных мероприятий в соответствии с требованиями о взаимодействии в сфере стандартизации, метрологии и сертификации с Минтопэнерго России и Российским научно-технической сварочной организацией;
- систематизация деятельности национальных и межгосударственных комитетов по стандартизации.
Область и сама структура работы ОПСМ тесно взаимодействует с государственными ведомствами и министерствами России.
Отдел направляет в правильное русло деятельность институтов Госстандарта России по вопросам сертификации и стандартизации:
- топливной, металлопродукции, горнорудной и лесопромышленной продукции, нефтепродуктов, асбестотехнических изделий;
- сварки и родственных процессов, работы для железнодорожного транспорта;
- защиты строительных материалов от коррозии, необработанных алмазов.
Кроме того, ОПСМ координирует Межведомственной комиссии, который предоставляет допуску к масштабному производству и использованию топлив, смазок, масел и специальных жидкостей.
Деятельность указанного отдела в сфере метрологии, стандартизации и сертификации сырья основывается на российских законах «О стандартизации»; «О сертификации продукции и услуг»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; «О защите прав потребителей»; «Об обеспечении единства измерений»; «Об экологической безопасности»; «О безопасности дорожного движения», а также восьми законах Российской Федерации по закрепленному товару.
Стандартизация сырья и материалов
Действующий фонд государственных стандартов - это закрепленный за ОПСМ комитет, который в основном обеспечивает нормы и требования к качеству изделий и способам его контроля, безопасности здоровья и жизни людей, охране окружающей среды.
Главные направления модернизации и развития организационных работ по стандартизации с учетом специфик производства и внедрения продукции сырьевых отраслей следующие:
- формирование фонда стандартов по обязательной сертификации шин, целлюлозно-бумажной продукции, посуды и нефтепродуктов;
- разработка в соответствии с российским законодательством фонда стандартов по процедуре сертификации драгоценных металлов, газов, угольного сырья, камней и металлопродукции;
- систематизация отечественных методов стандартизации на посуду со стандартами ИСО, металлопродукцию, угольную продукцию и лесопромышленную продукцию — в первую очередь, с европейскими нормами (EN), на приемы контроля нефтепродуктов — с требованиями Американского общества по тестированиям материалов (ASTM).
Обновление, пересмотр и гармонизация стандартов осуществляется посредством межгосударственных и российских технических комитетов по стандартизации.
Сертификация сырья
С 1993 года на территории России проводится обязательная стандартизация и сертификация продукции сырьевых сфер промышленности.
Общепринятая правовая процедура осуществляется сразу по 12 группам однотипной продукции по 89 национальным стандартам. В ходе реализации данного механизма специалисты обеспечивают тщательную проверку соответствия товаров требованиям стандартов.
В нефтепромышленной сфере совместная работа Минтопэнерго России и ОПСМ базируется на реализации государственных законов и отраслевой программы национального развития «Топливо и энергия».
Действующий фонд правовых документов на изделия нефтепереработки составляет порядка 124 Госстандарта, из которых 23 требуют обязательную сертификацию наиболее используемых в России видов автомобильных и авиационных бензинов, дизельного топлива, флотского и топочного мазутов, смазочных материалов.
Основными в данной области являются вопросы загрязнения окружающей среды и экологии. На сегодняшний день обязательная сертификация сырья проводится исключительно по зарегистрированным в Минюсте России нормам по сертификации. В 1999 году была проведена большая работа по внедрению в список продукции, которая включает нефтепродукты нефтебаз и нефтеналивные станций. Это требование позволит ужесточить анализ и контроль за качеством нефтепродуктов. Для проведения указанных мероприятий утверждены Рекомендации по мониторингу состояния производства на крупных предприятиях нефтепродуктообеспечения.
Осуществляются работы по совершенствованию системы аккредитованных ОС и ИЛ, в первую очередь, для успешного проведения и реализации обязательной сертификации продукции. Всего в сырьевых сферах промышленности насчитывается 397 ИЛ и 201 ОС. Только в 2000 году аттестованы 90 специалистов по сертификации и стандартизации продукции данной сферы деятельности.