Рисунок 1. Стандарт управления качеством проектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если в компании появляется задача оптимизации деятельности, то вопрос соответствия требованиям и нормам актуализируется незамедлительно. Это стандартные потребности бизнеса, активно использующего способы управления проектами.
Руководитель проектных процессов не менее других заинтересован в том, чтобы доказать собственный профессиональный опыт работодателям и коллегам. Он хочет подтвердить навыки и знания как профессионал PM и получать в результате за них определенную плату.
В связи с этим крайне важны стандарты управления проектами, ведь базируясь на их принципах, можно осуществлять эффективную трудовую деятельность и демонстрировать свой профессионализм.
Стандарты управления проектам
В европейских странах уже более полувека осуществляется и внедряется различная проектная практика. Поэтому миллионы бизнес-процедур подобного характера были проведены, в том числе и те, где применялись уникальные решения сложных экономических задач. В связи с чем и появилась потребность систематизации данной процедуры, ее обобщения и сертификации.
Поэтому постепенно стандартизация проектов стала отдельной сферой менеджмента, где формулировались различные стандарты и методологии управления стандартами.
Методология управления современными проектами - концепция, которая выражается в стандартизации контроля и анализа проводимых проектных работ.
На сегодняшний день существуют такие виды стандартов:
- международные – нормативы, которые стали общепризнанными и предназначаются для международного применения;
- национальные – разработанные для использования внутри одной страны или получившие общенациональный официальный статус;
- общественные –принятые и подготовленные сообществом экспертов;
- частные – комплексы навыков и знаний, пропагандируемые для свободного применения компаниями, частными лицами или учреждениями;
- корпоративные – созданные для реализации на одной организации или внутри группы родственных фирм.
Таким образом, вскоре появилась необходимость в создании институтов, исследующих управление в этой области. Сначала все осуществлялось на государственном уровне, а затем вышло на международный. Так, эти комитеты аккумулировали, собрали и структурировали полученный опыт, чтобы определить, как грамотно управлять проектом, чтобы он давал высокий результат. Чтобы установить стандарты управления новыми проектами, были синтезированы и проанализированы лучшие мировые практики, для которых использовались два ключевых управленческих компонента: субъективные и объективные. То есть изучались проектная документация и целые предприятия совместно с квалификационными нормами проект-менеджеров.
В результате возникали методологические решения, позволяющие:
- определить терминологию, предмет деятельности данного направления и роль всех участников проекта.
- обеспечить полноценное развитие специалистов и руководства, которые практикуют проектный вид деятельности, и улучшить эффективность следующих проектов.
Во время сертификации в первую очередь необходимо оценить и подтвердить оценка и квалификацию профессионалов, а во-вторую уже охарактеризовать сами практики, применяемые этими специалистами.
Институт PMI и его стандарты
Развитие проектной и инновационной технологии управления стартовало на территории Америки в начале 1960-х. На этот процесс повлияло огромное количество факторов, основными среди которых были соревнования с СССР за освоение космоса, наступление атомной эпохи и разработка новых более комплексных оборонных стратегий. Наступило время больших перемен, поэтому потребность наладить управление проектами и реализовать универсальную модель стандартизации была очевидно. В связи с этим в 1969 году американцы создали первое некоммерческое предприятие Project Management Institute (PMI), которая занималась разработкой стандартов.
Управление проектами на базе методологии PMI проводится в настоящее время по всему миру, число ее приверженцев насчитывает примерно три миллиона профессионалов данной сферы.
Так был представлен главный стандарт, основанный на способах управления как концепции обобщенного опыта всех успешно внедренных проектов, которые постоянно исследовались сотрудниками указанного института. Этот регламент и стал национальным стандартом в области применения проектной документацией в Америке. Успешность и продуктивность этого норматива вывело его из государственного на международный уровень.
На данный момент управление проектами на базе стандарта PMI используют крупные компании по всему миру. Причем систематически разрабатываются модернизированные версии данного стандарта, которые основаны на регулярном обобщении предыдущего опыта и теоретических знаний.
Модель взаимодействия процессов управления проектом
Сегодня существует уже пять разных изданий моделей взаимодействия процессов управления проектом, успешно помогающих развитию бизнеса и представляющих собой американские государственные стандарты управления проектами.
На территории России также функционируют национальные системы стандартизации, затрагивающие и реализующие проектное управление. Дело в том, что многие организации предпочитают применять западные стандарты для управления и сертификации своих проектов. Но при этом различные ГОСТы созданы как для отдельных фирм, так и международных документов.
Что касается взаимозаменяемости стандартов, то без этого фактора во многих случаях просто невозможно обойтись. Так, например, использующие английские стандарты предприятия нуждаются в дополнительной методике похожей на зарубежную. В свою очередь, применение только американского стандарта приводит к потере локализованных способов. А вот ИСО или его аналог – норматив само управления проектами ГОСТ Р ИСО 21400-2018 – может самостоятельно установить нормы и требования, без адаптации под определенные корпоративные условия. В целом реализация любой методологии проходит адаптационный период.
Рассмотрев практически все главные международные стандарты управления проектами, можно констатировать, что отечественные стандарты не могут использоваться на практике без зарубежных дополнений. В свою очередь мировая система стандартизации требуют подстройки и оптимизации под менталитет работы в России.