Для совершенствования оценочной деятельности в качестве первоочередной задачи выступает стандартизация всех ее активов. При этом учитывается обеспечение ее соответствия международным требованиям.
Стандарты оценки, которые считаются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатывает и утверждает Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Стандарты оценки
Рисунок 1. Стандарты оценочной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарты оценки существуют следующие:
- Международные (разрабатывает международный комитет по стандартам оценки). Главной задачей становится достижение согласованности национальных стандартов и тех, которые более всего подходят международному сообществу.
- Европейские (выполняют функции, аналогичные международным, однако при этом более детализировано).
- Национальные (осуществляются в формате приказов министерства экономического развития и считаются федеральным оценочным стандартом в РФ). Выступают в качестве обязательных для субъектов оценочной деятельности при определенной стоимости объекта оценки, методах, проведении непосредственного процесса оценки.
В соответствии с Законом об оценочной деятельности, объектами оценки могут считаться:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, которые составляют имущество лица, включая, например, движимое или недвижимое, в частности, предприятия;
- права, обязательства (долги);
- работы, информация, услуги и др.
В качестве объектов оценки выступают любые объекты гражданских прав, для которых установлена возможность (законодательством РФ) их участия в гражданском обороте. Таким образом, согласно действующему закону об оценочной деятельности, объектами оценки могут считаться любые объекты гражданских прав, которые не изъяты из оборота.
Стандартизация методов оценки соответствия
Рисунок 2. Основные методы оценки соответствия при сертификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В число известных методов оценки соответствия, задействуемых в процессе сертификации, входят следующие: испытание, контроль (экспертная оценка), измерение. Они все должны быть стандартизованы.
Методика испытаний состоит из следующих разделов:
- Области применения (здесь будет указываться цель испытаний, а также система сертификации, в которой методика испытаний может быть использована);
- Объект испытаний (указываются разновидности продукции, которая испытывается; объем выборки, требования касательно образцов в формате правил их отбора, хранения и транспортирования, способы их идентификации).
- Определяемые характеристики (приводятся показатели, чьи значения требуется определить, и необходимая точность; также указываются (при необходимости) не заданные численными значениями характеристики продукции).
- Условия испытаний (перечень требований к условиям окружающей среды; имеется в виду время суток, года, уровень влажности, температура); также здесь приводится комплекс характеристик внешнего воздействия, режим функционирования.
- Средства испытаний (требования к самим средствам испытания, которые обеспечивают возможность их эффективного взаимодействия с объектом испытаний; требования к условиям испытаний и точности их конечных результатов). При этом важно указать диапазон измерений и полученные погрешности, а при необходимости указывается порядок оценки состояния средств испытаний и их подготовки.
- Порядок проведения испытаний (приводятся правила подготовки к испытаниям образцов продукции, а также порядок выполнения всех операций в отношении каждой характеристики образца, который испытывается).
- Обработка данных и порядок оформления результатов испытаний (приводится порядок фиксации данных испытаний (использование машинного носителя, отдельной таблицы, журнала, осциллограмма и др.); демонстрируются нормативные документы на продукцию (методы испытания), по которым будет проводиться обработка данных.
- Требования охраны окружающей среды и безопасности (приводится список требований, необходимых и достаточных для максимального обеспечения безопасности персонала, а также сохранности окружающей среды в условиях осуществления подготовительных работ и проведения испытаний).
Анализ методики проводит непосредственно комиссия, учитывая предоставленные разработчиком результаты расчетов и исследований. При этом главный акцент делается на факторы, характеризующие максимальную точность получаемых после испытаний результатов.
В случае, если данных для оценки методики недостаточно, назначается проведение пробных испытаний объекта по всей программе. В процессе эксперимента будут определяться значения показателей повторяемости, а в некоторых случаях – воспроизводимости. В методику вписываются при этом полученные значения указанных показателей.
Методики контроля предполагают процессы, которые не связаны с инструментальной оценкой соответствия, они основаны на экспертных методах и широкое применение нашли в сертификации систем качества и производств, услуг.
Аудит качества является систематическим и независимым анализом, позволяющим оценить эффективность внедрения мероприятий и их соответствие поставленным целям.
Европейские стандарты оценки
В европейских стандартах оценки акцент делается на то, что различие между производящими оценку недвижимости и бизнеса в целом экспертами (которое существует в некоторых странах) в действительности считается искусственным. Так, бизнес может оцениваться как действующее предприятие в соответствии с европейскими стандартами оценки.
Стоимость действующего предприятия представляет стоимость, полученную вследствие его проверенной деятельности. Она выражает стоимость устойчивого бизнеса и получается из капитализации прибылей отдельно взятого предприятия, отображающих условные обязательства и оборот. Полученная таким образом стоимость будет включать долю земли и зданий, а также оборудования и иных нематериальных активов.
Согласно международным стандартам оценки, стоимость действующего предприятия определяется как стоимость, приписываемая бизнесу в целом, а не какой-то конкретно взятой его составной части. Стоимость отдельных активов (как компонентов предприятия) определяется на основании их общего вклада в его деятельность и обычно рассматривается в формате потребительской стоимости для конкретного бизнеса. При этом ни один из этих компонентов не участвует в формировании рыночной стоимости.