Стандартизация и качество
Рисунок 1. Стандартизация трудовой сферы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значимую роль в решении проблемы качества играет стандартизация. Стандарты считаются на сегодняшний день обязательной основой, позволяющей разрабатывать изделия на высоком уровне. Практически 60% всех требований Международной организации по стандартизации (ИСО) имеют отношение к методам оценки качества товара, то есть связаны с данной проблемой. Созданные ИСО стандарты по системе правильного управления качеством обобщают в себе опыт наиболее развитых государств и позволяют использовать его во всех странах мира, находящихся в составе мирового рынка.
Финансовые затраты на качество складываются из стоимости отклонений, которая включает расходы на доработку, ремонт, внеплановое обслуживание покупателей, хранение и цены согласования, состоящей из общих затрат на надзор, контроль, ревизии, обучение персонала, мониторинг технологических процессов.
Опыт промышленности западных стран доказывает, что на допущенные недочеты приходится примерно 40% расходов предприятия, причем 33% - по вине руководства и всего 7% по вине сотрудников.
Чтобы изменить такое положение в лучшую сторону, стандартизация методов качества предусматривают ряд рекомендаций:
- руководящему отделу компаний следует доводить до работников новую концепцию управления качеством;
- важно создавать инфраструктуры стабильно функционирующего организационного плана, реализующих процесс последовательного совершенствования работы на предприятии;
- необходимо формировать единые производственные системы для корректного учета и установления главных приоритетов в решении проблем качества, которые будут доступны всем сотрудникам.
Значение современных средств контроля и стандартизации
Указанные измерения должны проводиться на всех этапах массового производства - от входного контроля продукции и комплектующих до тестирования готового товара. Важно выявить и ликвидировать брак сразу же после его появления, а не при испытаниях или эксплуатации изделия. Соответственно повышается роль и значение современных средств контроля и стандартизации, методик диагностики и испытательного оборудования.
При осуществлении всеобщего контроля качества все стандарты необходимо прогнозировать с учетом изменений требований потребителя в зависимости от сферы производства. Кроме того, при проведении способов стандартизации должны учитываться следующие экономические факторы:
- совершенствование методов и средств контроля;
- увеличение общей производительности контрольных операций;
- планирование экономически выгодного для страны снабжения мирового рынка продукцией, производимой непосредственно в этом государстве;
- длительное и плодотворное сотрудничество с развивающимися странами;
- изменение и модернизация структуры производства.
Таким образом, спецификой современного подхода к проблеме качества и стандартизации является непосредственная ориентация на потребителя, направленная на удовлетворение стремительно возрастающих запросов. Существовавшее ранее мнение в неограниченности покупательного спроса уже давно рухнуло, ведь только высшее качество товара делает его конкурентоспособным на мировом рынке. Выход на прямую связь и работу с покупателем, создание программ по резкому уменьшению количества отказов реализуемой продукции, тщательный анализ ситуационной обстановки, в которой функционирует предприятие, - вот приблизительный список признаков современных рыночных отношений.
Стандартизация качества на предприятии
Работу по стандартизации качества, которая осуществляется в пределах организации, называют заводской стандартизацией. Она позволяет повысить технический уровень данного предприятия и вместе с тем выступает в качестве главного звена государственной системы стандартизации, концепции комплексного управления качеством товара. Направление и характер этой методики зависит от специфики и вида выпускаемой продукции, типа производства и других факторов.
Объекты заводской стандартизации узлы и детали изделий, инструменты и технологическая оснастка, инновационные процессы, вопросы самоуправления производством и качеством реализуемой продукции.
Вопросами стандартизации качества в крупных компаниях занимаются профильные бюро, которые подчиняются главному инженеру. В их основные функции входят организация создание и пересмотра стандартов организации, проведение организационных работ по унификации сырья и технологической оснастки, реализация стандартов всех категорий на предприятии, учет экономической рентабельности стандартизации. Важнейшие цели отделов стандартизации корпораций– участие в разработке отраслевых и государственных норм в соответствии с установленными планами, а также осуществление нормоконтроля проектной документации, разрабатываемой предприятием.
Стандартизационный контроль – обязательная и важнейшая форма проверки всех видов технических чертежей.
Он обеспечивает внедрение всех стандартов качества в производство. При нормоконтроле определяют целесообразность разработки в новых оборудованиях, механизмов и узлов, а также степень применения в проектируемых субъектах унифицированных и стандартных деталей.
Основные понятия о качестве продукции
Качество - это совокупность характеристик и свойств продукции или услуги, с помощью которых возможно удовлетворить предполагаемые потребности покупателей.
Из самого определения качества следует, что, во-первых, этот критерий весьма нестабильный, так как иногда необходимо пересматривать требования к качеству. Во-вторых, поскольку качество – представляет собой целостность сразу нескольких элементов, важно учитывать показатели для их описания или оценки.
Например, одна из характеристик качества машин- выбросы в атмосферу вредных веществ, которые широко известные под названием Евро стандарты. В 1983 году это были нормы Евро-0, а с 2008 – на территории Европы действуют меры Евро-4, значительно ужесточившие экологические требования. В то же время, российская промышленность с 2003 года занимается производством ч автомобилей, соответствующих уже недействительным в Европе нормам Евро-2, тем самым, не позволяя себе выйти на европейские рынки сбыта.
Качество продукции является только физической категорией, которая формируется на этапе маркетинговых исследований и научно-конструкторских разработок.
На базе анализа стандартизации настоящего и прогнозируемого спроса маркетологи разрабатывают требования к качеству, которому должна соответствовать продукция в ближайшей и отдаленной перспективе. На практике применяется система параметров, на реализацию которой влияет разнообразие факторов: уровень новизны; многоплановость свойств, образующих качество продукта; сложности конструкции новых товаров; своеобразие условий применения и восстановления характеристик эксплуатируемых изделий и так далее.
Эти факторы предопределяют номенклатуру показателей качества, особенности их выбора и применения для конкретных условий разработки, изготовления и использования изделия по назначению.
Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:
- способствовать полноценному обеспечению соответствия качества товара потребностям населения и экономики;
- быть контролируемыми и стабильными;
- учитывать современные достижения техники и науки, а также основные направления мирового рынка;
- характеризовать все особенности продукции, которые определяют ее качество.
Все вышеперечисленные показатели надежности считаются единичными, однако кроме них для оценки качества используются и комплексные коэффициенты, чаще всего оцениваются совместно свойствам долговечности и ремонтопригодности.
Показатели безопасности труда характеризуют особенности товара, что помогает предоставить безопасные условия для сотрудников предприятий и необходимые условия для качественной транспортирования и хранения изделий. Их выполнение является обязательным.