Практика работы предприятий показала необходимость разработки определенных документов (по аналогии с международными стандартами они получили название «внутренних» или «внутрифирменных» стандартов), которые имеют методический и технологический характер, определяют требования относительно процедур и конкретных действий.
Подчеркивается, что наличие системы внутренних (внутрифирменных) стандартов и ее методологического сопровождения - необходимый показатель профессионализма деятельности организации. Понятие «внутренний (внутрифирменный) стандарт предприятия» включает в себя создание документов, детализирующих и регламентирующих единые требования к оформлению его результатов.
К группе подобных документов могут быть отнесены стандарты, инструкции, методические разработки, пособия, другие документы, обязательные к применению в организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению деятельности. Многие склоняются к термину «внутренний стандарт», поскольку он в определенной степени соответствует названию основных регламентирующих документов.
Внутренние стандарты предприятия
Внутренние стандарты должны утверждаться предприятием с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным законодательным документам. Предприятие должно само сформировать собственный пакет внутренних стандартов, отражающих понимание и подходы его работников к работе.
Внутренние стандарты - это набор внутренних инструкций значительного объема, которые постоянно корректируются с целью усовершенствования и при условии изменения среды их применения.
Существенное значение имеет концепция построения внутренних стандартов. На наш взгляд, они должны быть в определенной степени адекватны и учитывать национальные особенности регулирования бухгалтерского учета и предпринимательской деятельности. При разработке внутренних стандартов следует учитывать две особенности их разработки и применения: внутренние стандарты не могут противоречить международным стандартам и законодательным и нормативным документам страны; требования внутренних стандартов не могут быть ниже требований международных стандартов, законодательных и нормативных документов страны.
Состав внутренних стандартов
Состав необходимых внутренних стандартов должен определяться, во-первых, исходя из требований общепринятых стандартов, что будет составлять обязательную часть внутренних стандартов, во-вторых, на основе профессионального опыта руководителей и сотрудников фирмы, которые могут разрабатывать дополнительные внутренние стандарты. Следует заметить, что в международных стандартах отсутствуют нормы, которые бы прямо содержали указания о необходимости разработки внутренних стандартов. Внутренние стандарты должны быть детализацией международных стандартов, они должны «доводить» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и указаний конкретным исполнителям.
Внутренние стандарты должны быть частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля предприятия.
Разработка внутренних стандартов
При создании системы внутренних стандартов необходимо:
- определить единые принципы их подготовки и разработать рекомендации по структуре построения внутренних стандартов компании;
- установить минимальные обязательные требования к предприятиям при разработке внутренних стандартов;
- описать порядок осуществления внутреннего контроля за соблюдением работниками предприятия требований внутренних стандартов.
Внутренние стандарты предприятия должны выполнять как творческую методологическую функцию, так и технологическую, создавая эффективную систему взаимосвязанных алгоритмов действий персонала, обеспечивая основу для урегулирования потенциальных конфликтов и регламентирования взаимоотношений между всеми участниками деятельности.
Вместе с тем, стандарты должны только вводить пределы творческого потенциала, но не исключать его, так как деятельность относится к высокоинтеллектуальной. Они могут регламентировать определенным образом способы и методы выполнения своей работы, основные принципы ее осуществления, последовательность, порядок оформления процедур и результатов, но не подменять собой аналитическую работу по исследованию и систематизации доказательств.
В отдельных работах освещаются требования, которым должны соответствовать внутренние стандарты, а точнее их содержание. На наш взгляд, к главным требованиям, к которым должны соответствовать внутренние стандарты предприятия, можно отнести следующие:
- Целесообразность. При разработке стандартов следует учитывать их практическую полезность, актуальность и приоритетность. Простое дублирование международных стандартов с незначительными вариациями бесполезно, необходимо создавать такие документы, в которых бы освещались конкретные рекомендации.
- Последовательность (преемственность, наследственность) и непротиворечивость. Каждый следующий стандарт внутренней работы должен опираться на действующие стандарты, обеспечивать согласованность с нормативными документами и взаимосвязь с другими внутренними стандартами. Следует избегать общих положений, поскольку они будут освещены в "теоретических" стандартах. Например, если на предприятии разработан общий стандарт по формированию дополнительной итоговой документации, то в стандарте, который посвящен методике стандарта конкретного объекта, следует описать только принцип изложения информации о данной конкретной работе. Желательно избегать дублирования, то есть согласовывать порядок освещения информации, для того чтобы не было повторов. В этом случае следует ссылаться на более детальный (узкий) стандарт.
- Логическая стройность. Внутренним стандартам должна быть присуща целостность, четкость формулировок и ясность изложения. Следует избегать "поэзии" и "расплывчатости". Цель внутренних стандартов – показать каким образом вести себя в конкретной ситуации.
- Полнота и детализация.
- Единство терминологической базы. Следует избегать не общепринятых сокращений. Внутренние стандарты - это нормативные документы, которым должна быть присуща общенаучная и правовая лексика.
В других изданиях предлагается структура внутренних стандартов, позволяя их разделить на две части. В первой части (организационно-технологические стандарты) должны конкретизироваться общепринятые стандарты деятельности предприятия. Вторая часть внутренних стандартов должна отражать особенности определенных объектов. Внутренние стандарты предприятия по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
- стандарты, содержащие общие положения;
- стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и отчетов;
- специализированные стандарты;
- стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих услуг;
- стандарты по образованию и подготовке кадров;
- стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
- стандарты, регламентирующие этику поведения работника, которые дополняют и конкретизируют действующие нормативные документы в области осуществления деятельности;
- стандарты внутренней структуры и организации деятельности предприятия;
- стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутреннего контроля качества выполнения работы, а также ответственность работников.