Система качества, которая разработана в соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р ISO 9001-96, - это структурированная документация, регулирующая конкретные аспекты производственной деятельности компании.
Сюда включена политика в области качества, руководства по качеству, а также методологические и рабочие инструкции (формы отчетов, протоколы, описания работ). Вышеперечисленный набор документов содержит описание точных бизнес-процессов, которые имеют прямое отношение к качеству оказываемых услуг и выпускаемой продукции.
Повышение качества продукции и услуг является надежным методом полного удовлетворения потребностей государства в необходимых изделиях и постоянно растущего спроса населения на выпуск новых товаров. Поэтому необходимо изучать систему качества и эффективно внедрять международные стандарты.
Необходимость разработки стандартов качества
Разработка документов системы качества является необходимым условием получения сертификации по стандарту ISO 9000. Многие аудиторы, такие как Госстандарт РФ, Российский морской регистр судоходства, Det Norske Veritas, а также Lloyd's Register, полагают, что эффективным методом в подготовке предприятия к сертификации является внедрение системы качества и обеспечение ее функционирования на протяжении трех месяцев.
Как показывает отечественная практика, основной проблемой создания корпоративной системы качества является эффективное обучение и мотивация сотрудников. Если руководство компании четко понимает предмет, цель, методологию и внедрение системы качества, тогда можно достичь результатов. На этапе диагностического обследования компании сотрудники НПП ISO 9000 проводят встречи с руководством, организуют семинары по системам качества и практике внедрения стандартов качества ISO 9000. По результатам данной работы разрабатываются основные положения и цели предприятия в области качества.
Система качества – это совокупность методов, организационной структуры, ресурсов и процессов, которые необходимы для управления качеством.
Система качества и документация – это ключевые элементы общих корпоративных стандартов, они являются основой любой системы управления компанией. В иностранных корпорациях при приеме на работу сотруднику сразу сообщается масса правил и инструкций, которые затрагивают не только ваши профессиональные обязанности, но и нормы поведения в офисе.
Сертификацию производства можно считать как самостоятельной процедурой, так и составной частью системы обеспечения качеством. Предприятия имеют множество стимулов для того чтобы провести сертификацию:
- выполнение основных этапов сертификации системы качества;
- повышение конкурентоспособности продукции компании и помощь во внедрении ее на мировой рынок;
- сокращение затрат на тестирование, которое проводится на этапе инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Объектом оценки системы качества является деятельность по обеспечению и управлению качеством, а также само качество продукции предприятия.
История создания и структура стандартов качества
История создания стандартов качества ISO 9000 берет начало от Британских стандартов BSI 5750, что были одобрены в 1979 году институтом стандартов (British Standard Institute - BSI). Эти стандарты качества часто считались восходящими к американским военным стандартам MIL-Q9858, что были приняты в конце 50-ых годов в США.
Стандарты качества серии ISO 9000 – это пакет документов по формированию и обеспечению системы качества, что был разработан и подготовлен членами международной организации ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). На сегодняшний день стандарт качества BSI 5750 известен как стандарт ISO 9000 версии 1987 года. Сейчас данный стандарт пересмотрен. Причина пересмотра – необходимость учета требований к качеству целого ряда продукции, которые не учитывались при разработке первой версии стандартов. Программное обеспечение было одним из таких продуктов, теперь оно тоже принадлежит по сертификации ISO.
На сегодняшний день стандарты качества серии ISO включают в себя:
- Все международные стандарты с номерами ISO 9000-9004. Также сюда включены все разделы стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004, которые могут модифицироваться отдельно.
- ISO 8402. В отдельных случаях могут включаться другие стандарты, которые определяют специфическую деятельность поставщика.
Стандарты качества из серии ISO (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) – это фундаментальные документы системы качества, которые определяют ее методологию обеспечения и представляют собой три различные модели организационных или функциональных взаимоотношений между участниками системы качества. Именно по этим стандартам качества и проводится сертификация поставщика, который является главным объектом управления качеством.
Данная система стандартов обладает определенной вложенностью – каждый последующий стандарт определяет систему качества для профильной и узкой области (по сравнению с предыдущим). Стандарты ISO 9000 и ISO 9004 определяют общие требования к системе качества и управленческим моделям.
Как происходит процесс сертификации
Чтобы получить сертификат, который свидетельствует о соответствии системы качества со стандартами ISO 9000, компании необходимо пройти процесс сертификации. Поскольку система качества проходит сертификацию, то она должна предварительно формироваться на предприятии. В принципе, организация может создать систему качества самостоятельно, пользуясь помощью консультантов. Если предприятие не имеет опыта работы в данном направлении, то целесообразно пригласить специалистов, чтобы сократить количество сертификационных аудитов.
После этого при помощи внешнего аудита компания должна удостовериться, что сформированная система качества соответствует требованиям стандарта ISO 9000. И если это произошло, то предприятие получает сертификат. Нечасто получается пройти аудит с первого раза, поскольку в ходе проверки выявляются недостатки системы качества. Для их устранения понадобится некоторое время, после чего аудит нужно повторить. Этот процесс уже заложен в проект сертификации.
Сертификация – это результат совместной деятельности регистратора (компания, что имеет право проводить сертификацию) и предприятия-претендента. Зачастую после 3-4 попыток многие компании проходят сертификацию. После этого организация обязана поддерживать систему качества на должном уровне, постоянно отслеживая все изменения, что происходят в документации, в производственных процессах и в процедурах системы качества. Для того чтобы подтвердить соответствие системы качества, необходимо проходить процедуру периодического аудита. В результате данной проверки сертификация может быть подтверждена, аннулирована или приостановлена.
Следующий этап – это собственно сертификация. Как показывает практика, стоимость сертификации в Российской Федерации находится в пределах 20-50 тысяч долларов. Зависит цена от нескольких факторов. В первую очередь, это уровень подготовки предприятия к сертификации и сколько раз придется проводить сертификацию. Кроме этого на стоимость могут повлиять размеры компании, а также сложность технологических и производственных процессов и расценки регистратора.
Для чего необходима сертификация
Почему сертификация стала настолько популярной, в том числе и в Российской Федерации? Объясняется это очень просто. Сертификация обязательна, если компания хочет получать поставки продукции по государственному заказу, а в тех странах, где его нет, - для нужд космической, военной и других индустрий, что связаны с этим.
Практически вся промышленная продукция, которая поставляется из Российской Федерации на экспорт, должна сертифицироваться. В противном случае потребитель должен будет проводить дорогостоящие процессы входного контроля партий продукции. Это необходимо совершать, чтобы самому иметь право на сертификацию, что естественно, скажется на цене. Сертифицированную продукцию можно продать в два раза дороже, чем несертифицированную, а иногда, если потребитель не хочет возиться с входным контролем, то вообще может стать преградой для заключения контракта.
Стандарты качества серии ISO
Технический комитет международной организации по стандартизации в 1987 году опубликовал серию стандартов по системам качества компании (серия ISO 9000), которая включает в себя:
- Стандарт ISO 9000: «Общее руководство качеством, а также стандарты по обеспечению качества. Указания руководства по выбору и применению»
- Стандарт ISO 9001: «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, обслуживании, разработке или монтаже»
- Стандарт ISO 9002: «Системы качества. Модель для обеспечения качества при монтаже и обслуживании»
- Стандарт ISO 9003: «Системы качества. Модель для обеспечения качества, которая применяется при испытаниях и окончательном контроле»
- Стандарт ISO 9004: «Общее руководство качеством. Основные элементы системы качества. Руководящие указания»
Основные цели стандартов серии ISO 9000:
- укрепление доверия и взаимопонимания между потребителями и поставщиками продукции из разных стран при заключении контрактов;
- обеспечение взаимного признания сертификатов системы качества, которые выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании применения ими единых стандартов и подходов при проведении проверок аудита;
- оказание методической помощи и содействия компаниям разных сфер деятельности в создании таких систем качества, которые будут функционировать эффективно.
В соответствии с общими положениями ISO 9000 успешная деятельность любой компании обеспечивается путем выпуска продукции, которая:
- отвечает назначению, области применения и потребностям;
- удовлетворяет техническим условиям и применяемым стандартам;
- отвечает действующему законодательству РФ и требованиям общества;
- учитывает нормы и требования по охране окружающей природной среды;
- предлагается потенциальному покупателю по конкурентным ценам;
- является выгодной с экономической точки зрения.
В Российской Федерации стандарты ISO 9000 внедрялись в виде следующих государственных стандартов: ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9003-88, ГОСТ 40.9002-88. На основании стандартов ISO 9000 и ISO 9004 были разработаны Методические рекомендации по внедрению систем качества.