Современный тренер - это специалист, который находится в постоянном поиске, а значит в его деятельности следует выделить творческие и двигательные компоненты.
Профессиональные умения тренера
Важнейшие гностические умения в деятельности тренера - это умения, связанные с изучением личности спортсмена, к которым относятся: умение поставить задачу для формирования отдельных качеств личности в процессе подготовки спортсмена; умение наблюдать и фиксировать выполнение спортсменом поставленных задач; умение подбирать критерии оценки; умение анализировать и сравнивать результаты подготовки спортсменов.
Г. Д. Бабушкин отмечает, что гностические умения начинают развиваться еще до начала работы тренера, то есть в период занятий спортсмена в ДЮСШ и в высшем учебном заведении. При благоприятной работе тренера их развитие продолжается.
Профессиональная деятельность тренера обусловлена следующими основными умениями:
- адекватно оценивать состояние спортсмена;
- изучать специальную литературу и выбирать из нее все необходимое;
- находить причины трудностей и ошибок во время овладения спортивными движениями;
- оценивать свою деятельность, деятельность воспитанников и коллег;
- оценивать явление и находить в нем главное.
Анализ творческой деятельности тренера
Анализ любого вида творческой деятельности, в том числе и педагогической, показывает, что существенное значение для ее результативности имеет обнаружение в ней конструктивного компонента. В содержание данного компонента деятельности тренера входят следующие элементы: прогнозирование (вывод о будущем развитии спортивных результатов, техники и тактики мирового спорта, своей команды и отдельных ее игроков); проектирование (определение целевых установок своей деятельности и ее общего замысла). Также деятельность тренера предусматривает планирование (определение объема и состава тренировочных средств, характера своих действий и действий спортсменов, распределение этих действий и средств во времени); композицию (построение учебно-тренировочного занятия); импровизацию (уточнение задач на основе срочной информации, внесение необходимых изменений в тренировочный процесс).
Г. Д. Бабушкин отмечает, что конструктивный компонент связан с анализом своего труда и установкой на будущее, поэтому имеет двоякое проявление:
- Во-первых, в планировании, которое осуществляется до тренировки. Сюда входят распределение и отбор учебного материала на неделю, месяц, год и больше; определение последовательности усвоения двигательных действий; планирование задач на каждую тренировку.
- Во-вторых, в планировании, которое осуществляется на тренировке. Оно может быть связано с изменением плана тренировочного занятия.
Основные конструктивные умения тренера заключаются в:
- планировании учебного материала при подготовке к занятиям;
- выборе и синтезировании учебного материала в процессе планирования процесса подготовки спортсменов;
- предусмотрении затруднений во время обучения и их избежание.
М. В. Прохорова отмечает, что коммуникативная деятельность тренера в значительной степени определяется общей спецификой работы ДЮСШ, а именно добровольным посещением занятий, разнообразием состав групп спортсменов, формальным положением тренера (особенно в ДЮСШ с бригадным методом руководства), ореолом спортивной славы тренера, постоянной необходимостью для тренера поддерживать высокий уровень своих технических и физических возможностей.
Г. Д. Бабушкин, говоря про коммуникативный компонент деятельности тренера, отмечает в нем, прежде всего, общение, как со спортсменами, так и с руководителями спортивных организаций, если тренер устанавливает правильные отношения.
Коммуникативная деятельность, как и организационная, является практической деятельностью тренера, поэтому зависит от гностической.
В состав основных коммуникативных умений входят: умение устанавливать контакт между людьми; умение предвидеть назревающий конфликт и избегать его; умение использовать правильную устную речь во время обращения; умение понимать психологическое состояние спортсменов; умение управлять своим поведением в процессе общения с людьми.
Стандарты тренера (The Competent Trainer Standard)
Важным ресурсом для успешного проведения тренинга является сама личность тренера и его профессиональные навыки. Согласно профессиональным стандартам, определенным международными институциями International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (IBSTI), 1988, Barrington, IL, тренер должен обладать 15 обязательными компетенциями. Сюда входят:
- Знать клиентов и их ожидания.
- Способность определить потребность группы в процессе обучения, адаптировать курс с учетом специфики работы компании.
- Убедиться, что все нужное для обучения наготове и находится в рабочем состоянии.
- Способность находить общий язык с аудиторией, вызывать доверие группы.
- Способность управлять учебным процессом: управление дискуссиями, возможность отслеживать динамику группы и т. п.
- Показывать навыки эффективной коммуникации.
- Показывать навыки эффективной самопрезентации.
- Способность "уловить суть", уметь четко формулировать свои мысли.
- Адекватно реагировать на требования учащихся в разъяснении и умение предоставить адекватную обратную связь.
- Умение мотивировать, обеспечивать положительное подкрепление вызвать энтузиазм участников обучения, вдохновлять их на применение знаний.
- Умение использовать и сочетать различные методы (дискуссии, мини-лекции, письменные вправо, кейсы) и инструменты обучения (видеосюжете, ролевые и деловые игры).
- Умение пользоваться оргтехникой: ПК, мультимедийный проектор, видеомагнитофоном, видеокамерой.
- Способность к анализу; возможность оценить насколько участники учений успешно учатся и справляются с заданием.
- Способность к самооценке; умение оценить установку с заданием и последовательность изложения материала, оценить, удается ли достичь целей обучения.
- Способность корректно представить информацию, полученную в период подготовки и проведения тренинга в письменной или устной форме с анализом и оценкой результатов обучения.