Ключевая роль в реформировании образования принадлежит педагогу. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Мобильность, готовность к переменам, способность мыслить нестандартно, а также самостоятельность и ответственность в принятии решений – это все характеристики профессионала, что можно отнести и к педагогу.
Те должностные инструкции и громоздкие квалификационные характеристики, которые сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, что не отвечают духу времени и отвлекают от непосредственной работы с детьми.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену устаревшим документам, что регламентируют его деятельность, призван раскрепостить педагога и стимулировать его развитие.
Работа педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, подверглась стандартизации. Разработаны определенные нормативные документы, которые формулируют требования к специалистам образовательных учреждений.
Что собой представляет профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указывается перечень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Требования предъявлены к умениям, знаниям, личностным качествам учителя и его опыту работы. Сегодня уже разработаны четыре профессиональных стандарта в сфере образования:
- Стандарт педагога (воспитателя, учителя), который утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.
- Стандарт педагога-психолога, что утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 года.
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для взрослых и детей, что был утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года.
- Стандарт специалиста в сфере воспитания. Был утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2017 года.
Профессиональный стандарт педагога обязателен к внедрению по нескольким причинам, одна из которых – это несоответствие современным требованиям старых квалифицированных норм. Постановлением правительства было установлено, что полный переход на новые стандарты будет завершен до 1 января 2020 года. К этому времени соответствие профессиональному стандарту будет выступать главным критерием при принятии нового сотрудника на работу.
Считается, что новый профессиональный стандарт усовершенствует подготовку специалистов общеобразовательной системы, а также позволит передавать учащимся актуальные знания.
В соответствии с планом Министерства образования и науки РФ использование профессионального стандарта педагога сможет решить такие задачи:
- выявить четкие требования к квалификации педагогов вне зависимости от их направления и сферы деятельности;
- обеспечить должную подготовку учителей и повысить качество образования;
- уведомить специалистов системы образования о тех требованиях, что будут к ним предъявляться;
- мотивировать педагогов с целью повышения общего уровня образования в стране;
- стимулировать работников сферы образования усовершенствовать уровень своей квалификации.
Профессиональный стандарт педагога призван стать официальным документом Российской Федерации, который будет регламентировать аспекты трудовой деятельности (в частности, карьерный рост и прием на работу).
Главная особенность нового стандарта педагога – это возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей. Документ будет дополнен внутренними стандартами, которые зависят от специфики образовательного учреждения.
Характеристики и структура профессионального стандарта педагога
Все профессиональные стандарты разрабатываются и составляются профильными ведомствами и министерствами по утвержденному шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда РФ №147н от 12 апреля 2013 года. В соответствии с данным приказом текст стандарта педагога в 2018 году структурирован следующим образом:
- Общая информация о профессии педагога: краткое описание деятельности и официальная классификация.
- Описание и характеристика трудовых функций и требований, которые предъявляются к квалификации, опыту работы и образованию педагога.
- Сведения об организации, которая разрабатывала документ.
Профессиональный стандарт педагога имеет несколько характеристик:
- данный документ описывает все требования к квалификации педагогов;
- отдельные положения стандарта могут дополняться и корректироваться, чтобы соответствовать специфике образовательного учреждения или конкретного региона;
- документ дифференцирует стандарты для педагогов различных уровней;
- к учителям математики и русского языка выдвигаются дополнительные требования (поскольку эти дисциплины являются ключевыми и обязательными на ЕГЭ);
- стандарт предусматривает, что личные и профессиональные качества педагога не разделимы;
- профессиональный стандарт дает возможность отказаться от технократического подхода к оценке педагогических специальностей, а также сделать упор на их индивидуальных особенностях;
- стандарт необходим для того чтобы мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт педагога определяет ряд обязанностей и требований для всех сотрудников образовательных учреждений:
- наличие высшего педагогического образования;
- безупречное знание дисциплин в рамках учебной программы, которая утверждена Министерством образования и науки РФ;
- умение планировать проведение уроков, а также анализировать их эффективность и осуществлять последующую коррекцию;
- знать нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки традиционных понятий об образовательном процессе;
- применять индивидуальный подход в работе с учениками, студентами и дошкольниками;
- уметь объективно оценивать знания;
- иметь соответствующие компетенции;
- использовать формы воспитательной работы во время внеклассной деятельности и на уроках;
- регулировать поведение учащихся и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся;
- практиковать индивидуальный подход и доносить до учеников ценность и значимость знаний;
- сотрудничать с профильными специалистами;
- знать особенности развития учащихся в конкретном возрасте;
- знать и владеть приемами психодиагностики;
- использовать специфику перехода от игрового процесса к учебному (это важно для педагога, который работает в начальной школе);
- нести ответственность за успеваемость учащихся;
- уметь организовывать самостоятельную деятельность детей, которая будет для них залогом всестороннего развития;
- взаимодействовать с родителями.
Как внедрить профессиональный стандарт педагога
Прежде чем внедрить профессиональный стандарт педагога, необходимо провести ряд мероприятий. Законодательно определенного алгоритма и плана внедрения стандартов не существует, каждое учебное учреждение может разработать этот порядок индивидуально. Внедрение профессионального стандарта педагога осуществляется специальными комиссиями, в которых есть представители профсоюзов и администрации.
Рабочая группа должна реализовать такие мероприятия:
- Составить список стандартов педагогов, которые нужно реализовать в конкретном учебном заведении. Для этого нужно сверить наименования, что прописаны в стандартах, и должности работников. После сверки составляется официальный договор комиссии.
- Проводится ревизия трудовых договоров и внутренних актов учебного заведения. Если необходимо, в трудовые отношения сотрудников вносятся изменения.
- Осуществляется проверка сотрудников на соответствие профессиональных стандартов.
- После окончания проверки составляется отчет и передается руководству.
Нужно отметить, что утвержденного порядка увольнения педагога, который не будет соответствовать профессиональному стандарту, пока не существует. Даже если такое несоответствие будет выявлено, но педагог работает по трудовому законодательству, выполняет свои обязанности на должном уровне и прошел аттестацию, то нет никаких оснований для его увольнения.
В процессе внедрения профессионального стандарта педагога необходимо придерживаться таких рекомендаций:
- обширное обсуждение вопроса, в котором принимают участие педагоги, представители профсоюзов и администрации, эксперты, ученики и их родители;
- учет всех предлагаемых корректировок и стремление достичь консенсуса перед утверждением окончательного варианта стандарта;
- формирование общественных организаций, которые контролируют деятельность педагогов на всех стадиях внедрения профессионального стандарта;
- поощрение тех учебных заведений, которые согласились быть пилотным проектом;
- формирование органов и структур, которые будут уполномочены решать конфликтные вопросы и защищать права педагогов, учителей и воспитателей.