Сегодня основными требованиями к специалистам экономической отрасли является высокий уровень экономической образованности, общей эрудиции, информационно-аналитической, нравственной, духовной, политической, этической и психологической культур, деловое общение и эффективное осуществление управленческих функций на предприятиях и в организациях.
Профессиональная деятельность
Понятие «профессиональная деятельность» отражает статусные характеристики субъекта и существует в форме «действий или цепочки действий» (А. Леонтьев) с применением профессиональных знаний, умений и навыков для качественного преобразования действительности путем внедрения результатов профессиональной деятельности в реальную практику.
Профессиональная деятельность - род труда, результат дифференциации последнего. Его успех предполагает владение операционной, организаторской, психологической и моральной сторонами, а также готовностью к реализации оптимальных способов решения профессиональных задач.
Профессиональную деятельность следует рассматривать и в контексте акмеологического подхода (А. Анисимов, А. Деркач, Л. Дубровина, А. Дубасенюк, Н. Кузьмина, А. Москаленко, Л. Рыбалко и другие). В частности, она будет определяться как процесс, ведущий к достижению вершины профессионального мастерства, которая начинается с усвоения базовых знаний, умений и навыков при обучении в высшем учебном заведении. Такое понимание апеллирует к постоянному развитию профессионализма и творческого потенциала, достижения личностных целей и самореализации личности.
Профессиональная деятельность связана со специальными усилиями профессионалов - знатоков и энтузиастов своей профессии, которые на основе высокого уровня теоретической и практической подготовки получают социально и личностно значимый результат, развиваются и самосовершенствуются.
Стандарты в сфере экономической профессии
Что касается экономической профессии, то экономист, будучи первостепенной фигурой в рыночной среде и «универсальным» субъектом профессиональной сферы», может реализовать приобретенные во время профессиональной подготовки знания, умения и навыки, профессионально-творческий потенциал в области прикладной экономики как менеджер, бухгалтер, аудитор, академической - как преподаватель экономических дисциплин и тому подобное.
Повышение уровня профессионального образования без потери или изменения специализации (например, экономист планово-экономического департамента, главный экономист планово-экономического департамента, главный экономист предприятия) позволяет ему расширить перспективы карьерного роста, избежать «должностных тупиков» и, как следствие, достичь желаемых результатов.
- Содержание профессиональной деятельности специалиста-экономиста может быть выяснено на основе алгоритма описания профессии по Е. Климовым. В частности, выделяются:
- предмет профессиональной деятельности (человек, знаковая система, техника, художественные образы);
- цели профессиональной деятельности (преобразующая, гностическая, изобретательская, собственного развития и т.д.);
- средства профессиональной деятельности (функциональные, то есть речь, мимика, зрение, слух и т.д., теоретические, то есть знания, способы мышления, мобильные или стационарные технические средства и т.д.);
- условия профессиональной деятельности (повышенная моральная ответственность, экстремальные условия, работа на открытом воздухе и т.д.);
- особенности профессиональной деятельности (полифункциональный характер деятельности, встречи с известными людьми, командировки, завершенный результат профессиональной деятельности и т.д.).
Психологическая характеристика специалиста экономической сферы обусловлена следующими специфическими особенностями (П. Хейне):
- большим разнообразием содержания профессиональной активности, в то время как возможности овладения одним человеком различными видами деятельности в сфере экономики - ограничены;
- повышенной ответственностью за состояние ресурсов и результаты деятельности (за себя, других, за дело в целом, состояние финансов, за принятые решения);
- творческим характером деятельности с учетом дефицита информации, времени и средств;
- особой ролью коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность экономиста протекает посредством общения, работы с людьми высокой общей нервно-психической напряженности.
Деятельность экономистов на предприятии
В соответствии с профессиональным стандартом экономиста, его деятельность как целенаправленный процесс качественного преобразования окружающей действительности, заключается в реализации приобретенных знаний, умений, навыков, компетентностей и ценностей, постоянном самосовершенствовании, достижении высокого уровня профессионального мастерства, рациональном экономическом поведении.
Ведущими видами деятельности экономиста на предприятии являются:
- поиск, накопление и обработка первичной экономической информации;
- анализ хозяйственной деятельности, разработка, планирование и внедрение мероприятий по ее улучшению;
- консультирование с целью оптимизации бизнес-моделей;
- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности и контроль за ее выполнением;
- учет активов, пассивов, расходов, доходов и финансовых результатов деятельности;
- практическое применение принципов и правил аудита основных операций, осуществляемых в процессе непрерывного движения капитала.
К основным средствам профессиональной деятельности специалиста по экономике (образовательно-квалификационный уровень - бакалавр) на основе анализа работ следует отнести: постановления, распоряжения, приказы, нормативные и методические материалы по организации, нормирования и оплаты труда; технологическую документацию; нормативные и методические материалы по разработке перспективных и годовых планов производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия; нормативные и методические материалы по технико-экономическому анализу показателей работы предприятия и его подразделений. Также к средствам можно отнести нормативные и методические материалы по определению экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений; формы учета и отчетности; законодательство о труде и тому подобное.
Профессиональная деятельность экономиста является общественно значимой, динамичной и дифференцированной. Она определяется высоким уровнем экономической образованности, развития этической культуры, профессионально важных личностных качеств и общечеловеческих ценностей, основательной подготовкой к выполнению планово-экономических, организационно-управленческих, аналитических, исследовательских задач в средах предприятий и организаций. При таких условиях основой подготовки будущих экономистов в высших учебных заведениях должно стать обеспечение неразрывной связи между профессионализмом и общей культурой будущих специалистов.
Открытой остается проблема обоснования сущности и педагогических условий формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих экономистов, которая принадлежит к дальнейшим направлениям исследования.