Сущность государственной стандартизации
Государственная стандартизация действует в виде единой системы. В Российской Федерации она разрабатывается на основе российского опыта и является комплексом связанных между собой стандартов, которые определяют аспекты практической деятельности в области стандартизации в государственных масштабах.
Принципы государственной стандартизации способны устанавливать ее задачи и цели, решать вопросы организационного характера и определять методику исполнения работ в области стандартизации.
Также государственная стандартизация включает в себя:
- объекты стандартизации,
- внедрение и обращение стандартов,
- порядок разработки и корректировки стандартов,
- единые правила их формирования, оформления,
Впервые государственная стандартизация в нашей стране начала применяться еще во времена Советского Союза в 1968 году. В процессе распада СССР в 1993 году принимается новая редакция государственной стандартизации, включающая комплекс стандартов.
Комплекс государственных стандартов включает в себя большое количество основных нормативных документов, в том числе основные положения, разработку государственных стандартов, государственную систему стандартизации (ГСС), стандартизацию отраслей, организаций, общественных объединений, научно-инженерных обществ, общие требования построения и оформления стандартов, формы разработки, регистрации принятия правил стандартизации в области метрологии и сертификации, стандартизации и аккредитации.
Основополагающим стандартом государственной стандартизации можно считать ГОСТ Р 1.0 – 92, состоящий из основных понятий в области стандартизации, где изложены цели и задачи стандартизации, приводятся категории стандартов и объектов стандартизации.
Государственная стандартизация подлежит непрерывному дополнению и совершенствованию. Среди основных принципов формирования и развития государственной стандартизации можно выделить: комплексность и системность, динамизм, оптимальность.
Организация работ по государственной стандартизации
Основные принципы государственной стандартизации должны быть основаны на взаимном стремлении всех заинтересованных лиц, которые разрабатывают, выпускают и потребляют продукцию, достигать согласие при учете каждой стороны в области управления многообразием товаров или услуг, их качеством, экономичностью, взаимозаменяемостью и совместимостью, безопасностью для окружающей среды.
Целесообразность государственных стандартов оценивается с позиции их социальной, экономической, технической необходимости, а также приемлемости при использовании.
Государственные стандарты должны быть составлены так, чтобы не происходило создание препятствий для мировой торговли. В области разработки стандартов принимаются во внимание проекты и учитываются принятые мировые и региональные стандарты, а в некоторых ситуациях и национальные стандарты других государств.
В области разработки государственных стандартов государство должно обеспечить:
- Требования стандартов должны соответствовать нормам законодательства, правилам и нормам органов, которые выполняют государственный контроль и надзор.
- Комплексную стандартизацию связанных между собой объектов, согласование требований к ним и увязку сроков ввода в действие нормативных документов, а также оптимальных требований, в которые включены разработанные объекты.
- Стандарты должны своевременно включать замену и требования с помощью непрерывного обновления стандартов с целью обеспечить их соответствие достижениям науки, техники и технологии современности, а также передовому российскому и зарубежному опыту.
При разработке стандартов необходимо избегать дублирования их разработки на одинаковые объекты стандартизации разных управленческих уровней. Стандарты устанавливают требования к базовым свойствам объектов стандартизации, которые подлежат объективной проверке. Стандарты излагаются ясно и четко с целью обеспечения однозначности понятия их требований.
Нормативные документы государственной стандартизации
Нормативный документ государственной стандартизации представляет собой документ, с помощью которого устанавливаются принципы и правила, характеристики и нормы, которые относятся к объектам стандартизации и видам деятельности.
Также нормативные документы относятся к результатам, которые доступны широкому кругу пользователей. Что касается объектов стандартизации, то это может быть:
- продукция производственного назначения,
- продукция широкого потребления,
- формы и методы организации труда,
- технологический процесс и процесс организации производства,
- достоверные данные справочников о свойствах веществ и материалов,
- требования к оформлению документов,
- правила хранения и перевозки товаров,
- бытовые услуги, которые подлежат или подвергаются стандартизации.
Нормативные документы в области стандартизации государства включают Общероссийский классификатор, технический регламент, нормы и правила, рекомендации в области стандартизации.
Также с некоторой оговоркой нормативные документы могут включать и технические условия.
Самый массовый нормативный документ государственной стандартизации представлен стандартам.
В соответствии с ГОСТом Р 10 — 92 стандарт представляет собой нормативный документ в области стандартизации.
Он формируется, в первую очередь, через согласие, характеризующееся отсутствием возражений по значительным вопросам у большей части заинтересованных лиц. Стандарт принимается признающим органом, которым может быть предприятие или организация.
В соответствии с объектом стандартизации, уровнем утверждения или принятия документов, государственные стандарты можно разделить на несколько категорий: международные, региональные, государственные, межгосударственные стандарты, ОСТ (стандарты отрасли), СТО (стандарты научно-технического или инженерного общества), СТП (стандарты предприятия).