В Концепции развития образования в стране указано, что содержание профессионально-технического (профессионального) образования должно быть упреждающим и постоянно обновляться с учетом динамических изменений в отраслях экономики, техники, технологий, а также согласовываться с целью обучения и воспитания на всех уровнях профессионального образования и обучения в течение жизни.
Стандарт среднего профессионального образования
Содержание должно регламентироваться государственными стандартами и формироваться с учетом отраслевой и региональной специфики на каждой ступени обучения, а также преемственности с полным средним и высшим образованием, вариативности и гибкости образовательно-профессиональных программ в соответствии с изменениями на рынке труда и спросом на профессии.
Итак, обновление содержания профессионального образования невозможно без разработки государственных стандартов образования. Основой стандарта является обновление содержания профессионально-технического (среднего) образования и его соответствие современным требованиям производства. Современными государственными стандартами по отдельным профессиям предполагается эквивалентность профессионально-технического образования и квалификации в различных отраслях экономики во всех регионах. В контексте разработки теоретико-методологических основ государственных стандартов профессионально-технического образования нового поколения актуализируется осуществление глубокого анализа рынка труда, квалификационной структуры, содержательных аспектов профессиональной деятельности рабочих. Именно на этой основе должны разрабатываться профессиональные стандарты по различным направлениям профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
Создание профессионального стандарта в сфере среднего образования
Прежде всего заметим, что внедрение компетентностного подхода к созданию профессионального стандарта создает предпосылки для:
- приближения результатов образования к потребностям и требованиям рынка труда;
- дальнейшего развития образовательных технологий;
- перехода от оценки знаний к оценке компетенций;
- определение уровня компетентности квалифицированного рабочего в целом.
Разработку государственных стандартов профессионального образования в связи с высокой динамикой социально-экономических изменений следует воспринимать как постоянный процесс адаптации и оптимизации системы профессионального образования, поиск действенного механизма. Это позволит образовательной деятельности достичь четкой целевой направленности, а также способствует повышению ответственности всех участников образовательного процесса за результаты профессиональной подготовки.
Вместе с тем понятие стандарта образования понимается как система основных параметров, принимаемых за государственную норму образованности, которая отражает социальный идеал и учитывает возможности реальной личности достичь этого идеала. По мнению академика С. Гончаренко, стандарт является результатом образования, который отражает общественный идеал и принимается как государственная норма образованности.
Образовательный стандарт, по определению В. Полонского - это эталонный уровень образования, необходимый для общества в определенный промежуток времени, а также правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.
В общем, стандартизация образования - это процесс установления единых требований к образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях. Стандартизация является комплексной государственной нормой качества, принятой к исполнению на территории определенной страны. Как показывает анализ литературных источников, понятие стандартизации понимается как:
- деятельность, направленная на достижение оптимального уровня для решения типовых задач, связанных с учебным процессом;
- процесс разработки комплекса нормативной и учебно-методической документации, который регламентируют содержание образования, обучения, проверку качества образования;
- процедура разработки и утверждения образовательных стандартов, что является составляющей системы образования - совокупности элементов, которые взаимодействуют и устанавливают определенные нормы и положения по реализации образовательного процесса.
Основными объектами стандартизации в образовании является ее структура, содержание, объем учебного материала и уровень подготовки учащихся. Академик Н. Ничкало подчеркивает, что стандарт профессиональной подготовки должен определять:
- уровень квалификации (профессиональные параметры, компетенции);
- содержание профессионального обучения (учебный план);
- продолжительность обучения;
- систему контроля (экзамены, стандартизированный расписание);
- учебные средства для преподавателей и учащихся;
- материли и техническое оснащение;
- квалификационные требования к преподавательскому составу.
Принципы разработки федеральных профессиональных стандартов
Важно подчеркнуть, что разработка профессиональных стандартов основывается на следующих принципах:
- учет особенностей постиндустриального общества, что характеризуется растущей неопределенностью и ускорением темпа техногенных изменений, быстрыми изменениями требований рынка труда и потребителей, а также изменениями в организации труда и в организационной культуре (это приводит к изменению требований к рабочим, которые должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование);
- учет международных тенденций в сфере разработки профессиональных стандартов;
- измеримость требований, устанавливаемых в стандарте, и единые критерии формулировки этих требований;
- указание в стандартах только основных трудовых функций за сферами профессиональной деятельности;
- основа профессионального стандарта - образцы лучшей практики, то есть опыт успешных предприятий и организаций, которые являются лидерами в отрасли и ориентированы на будущее, конкурентоспособность на национальном и мировом уровнях, а также требования к качеству выполнения трудовых функций.