Понятие и цели сертификации
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия объектов предъявляемым к ним требованиям технического характера.
Сертификация продукции или услуг выполняется специальным органом. Под этой процедурой так же понимается получение сертификата, который представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям и стандартам. Объектами сертификации могут выступать товары, выполняемые работы или услуги, системы управления. Утверждение соответствия вышеперечисленных категорий является независимым мероприятием с целью сохранения достоверности данных.
Процедура сертификации призвана достигать следующих целей:
- Обеспечение защиты интересов потребителей в части получения качественной продукции или услуг.
- Защита покупателя от недобросовестного поведения производителей и представителей розничной торговли.
- Создание условий для производства продукции, безопасной как для человека, так и для окружающей среды.
- Подтверждение качества продукции, заявленное продавцом.
- Создание единых требований для всех продавцов и покупателей.
Причинами появления и ужесточения норм сертификации стали естественные события, происходящие в мире. Прежде всего, это процесс глобализации, который открыл границы большинства стран для международного взаимодействия. Массовое производство товаров народного потребления привело к изменению требований к качеству выпускаемой продукции. Кроме того, открытые экономические границы создают потребность в унификации стандартов, предъявляемых к товарам и услугам на международном уровне. Высокая конкуренция на рынке может быть причиной недобросовестной работы производителей. Сертификация защищает от подобных злоупотреблений. Главная цель сертификации – обеспечение безопасности и здоровья потребителя.
Принципы стандартизации продукции
Стандартизация и сертификация продукции позволяют подтвердить качество выпускаемого производителем блага. Стандартизация разрабатывает основные принципы контроля и методы установления соответствия исследуемых объектов конкретным нормам. Она является одним из методов управления народного хозяйства, способом обеспечения экономического роста и развития. К главным принципам стандартизации можно отнести:
- Добровольное использование разработанных стандартов.
- Применение стандартов для всех участников экономических отношений в равной степени.
- Использование опыта международной стандартизации для целей формирования собственных внутренних стандартов качества.
- Учет интересов всех сторон взаимодействия – производителей, потребителей, государства, международных норм качества.
- Реализация системного подхода. Каждый объект сертификации рассматривается как система, являющаяся частью более крупной системы.
- Разрабатываемый стандарт должен опережать потребности общества, уровень технического оснащения производства. Стандартизация должна учитывать технологические изменения в производственном процессе.
- Стандартизация не должна препятствовать развитию производства, то есть, она должна учитывать техническую и технологическую готовность страны
- Применение сертификации должно давать положительный экономический или социальный эффект.
- Сам стандарт должен быть четким, понятным для широкого круга производителей.
- Технические регламенты и стандарты качества должны быть гармонизированы, и не противоречить друг другу.
- Комплексный подход, охватывающий все этапы производственного процесса от поставки сырья для создания благ, то послепродажного обслуживания покупателей.
- Стандарт должен объективно оценивать состояние исследуемого объекта.
- Необходимо обеспечить единообразие применяемых стандартов, принципов сертификации и технических регламентов.
По своей сути сертификация удостоверяет соответствие продукта или услуги определенному стандарту качества. Она призвана охранять потребность покупателей в безопасности и качестве приобретаемых благ. Помимо обеспечения здоровья и защиты граждан, сертификация позволяет учесть коммерческие интересы, как продавца, так и покупателя. Производитель или продавец стремится получить прибыль и установить длительные отношения с покупателем. Покупатель хочет извлекать из приобретенного товара или услуги пользу, а значит, он стремится купить определенное качество.
Товары и услуги, подлежащие сертификации
Независимая организация выдает сертификат соответствия производителю, подтверждающий, что его продукция отвечает определенным стандартам качества. Сертификация может быть добровольной, осуществляемой по собственной инициативе производителя, и обязательной. В России добровольная сертификация является достаточно дорогостоящей процедурой, поэтому более распространенной является обязательная сертификация.
Перечень обязательных к сертификации продуктов и услуг устанавливается законодательством страны. В России к товарам, подлежащих обязательной сертификации относят:
- Продовольствие.
- Товары для детского пользования.
- Товары, предназначенные для реабилитации больных, а также лекарственные препараты.
- Продукция парфюмерно-косметической отрасли.
- Текстиль, швейные товары и головные уборы.
- Изделия из трикотажа и обувь.
- Материалы, предназначенные для строительства.
- Товары для хозяйственных нужд.
- Автомобили.
- Мото- и велотехника.
- Различные виды мелкого инвентаря и инструментов.
Помимо вышеперечисленных товаров сертификации подвергают оборудование, предназначенное для производственных целей. Сюда относят электротехническое оборудование, а также оборудование, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности.