Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сертификация в управлении качеством

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Сертификация в управлении качеством

Сущность и цели сертификации

Определение 1

Сертификация – процесс документального подтверждения соответствия чего-либо установленным стандартам.

Сертификация в сфере управления качеством нацелена на защиту общества и окружающей среды от потенциально опасной продукции. С помощью сертификации потребитель может быть уверен в качестве приобретаемых продуктов и услуг. Сертификация создает условия для деятельности организаций на международном и национальном рынках путем обеспечения гарантий соответствия стандартам.

Определение 2

Система сертификации – совокупность физических и юридических лиц, принимающих участие в процессе сертификации в соответствии с установленными правилами.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

В Российской Федерации в настоящий момент существуют 17 систем обязательной сертификации и более 100 систем добровольной.

Объектом сертификации в области управления качеством может быть сама продукция или услуги, производимые организацией, а также ее система менеджмента качества.

Сертификация является частью системы, которая призвана обеспечить создание и соблюдение таких условий деятельности общества, которые способствуют ведению бизнеса безопасно и выгодно для других членов социума. В рамках глобализации бизнес-сообщества сертификация является процессом, необходимым для обеспечения конкурентоспособности организаций на внутреннем и внешнем рынках.

В рамках процесса сертификации осуществляются или обеспечиваются следующие мероприятия:

  • Гарантированное производство продукции надлежащего уровня качества (т.е. такого, который соответствует нуждам потребителей);
  • Тестирование продукции на предмет соответствия требованиям национальных и мировых стандартов;
  • Защита продукции в условиях экспорта;
  • Протекционизм с точки зрения компаний и потребителей;
  • Защита от продукции низкого качества, оказывающей негативное влияние на уровень жизни, здоровья, безопасность общества и экологию.

Виды сертификации

  1. Обязательная сертификация – способ контроля и обеспечения безопасности продукции. Обязательная сертификация осуществляется силами специализированных государственных органов в соответствии с разработанными стандартами (в России, например, ГОСТ). В РФ сертифицируемыми в обязательном порядке являются продукты и услуги, оказывающие значимое влияние на общество – потребительские товары и средства производства, а также оружие, транспортные средства и т.п.
  2. Добровольная сертификация – способ обеспечения гарантий качества и безопасности продукции по желанию производителя. Добровольная сертификация проводится силами специализированных органов по сертификации на основе договора между ними и компанией-производителем продукции. В других странах мира, кроме Российской Федерации, сертификация не делится на обязательную и добровольную.
  3. Самосертификация – заявление производителя или поставщика продукции о том, что его продукция прошла все необходимые проверки и соответствует требованиям какого-либо стандарта. Самосертификация может быть подтверждена специальным документом или маркировкой продукта.
  4. Сертификация третьей стороной – фактическое представление системы сертификации, когда процесс реализуется силами специалистов по сертификации, которые формально не имеют отношения к поставщикам и производителям сертифицируемой продукции. Третьей стороной может выступать официальный центр по сертификации, различные инспектирующие органы или национальные/международные организации.

Сертификация СМК

Замечание 2

В основе сертификации систем менеджмента качества лежат принципы, характерные для практически любого процесса сертификации: объективность оценивания, возможность воспроизвести результаты, информативность и конфиденциальность.

В РФ процесс сертификации системы менеджмента качества является добровольным, как и в других странах мира. В рамках этого процесса оценивается деятельность компании по обеспечению качества, непосредственно уровень качества продукции и различные характеристики производственной системы. Сертификация проводится на соответствие международному стандарту ISO 9000.