Зарождение научной социологии на Западе
Социология – это наука об обществе, системах, которые входят в его состав, особенностях их функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Обычно временем возникновения социологии считают 30-е года ХХ века, а ее родоначальником – французского ученого Огюста Конта. Он считал, что социальная теория должна быть доказательна и общезначима, а не просто выступать как умозрительная спекулятивная философия. Ее предназначение – получить позитивное знание, которое может быть использовано в процессе созидания-реформирования общества на подлинно научной основе.
О. Конт, как социолог, кроме стройной системы методов социологического анализа, в которых главное место было отведено наблюдению, разработал методологию социологического познания и сформулировал теорию социальной динамики и социальной статики.
В соответствии с первой концепцией основой жизни людей выступает прогресс, предполагающий изменения в материальном порядке, а также в формах правления. Теорией социальной динамики допускаются изменения в природе человека, его физиологии и моральный прогресс, то есть установление некоторой общественной коллективной солидарности.
Кроме законов социальной динамики внутри общества проявляются и законы социальной статики. Их действием и объясняется целостность общества. Вместе с этим сущность общества как целостного образования может быть познана только посредством его частей, помогающих ему нормально функционировать. Сюда относят основные общественные институты – семью, государство, религию.
Эмиль Дюркгейм – французский ученый, который выступая с критикой индивидуально-психологического подхода, считал, что социальная реальность может быть отождествлена с общим и коллективистским в сознании. Его концепция по своей сути была обоснованием социологического эмпиризма. На основании природы социальных связей современного ему обществ Дюркгейм делал вывод, что обществу характерны конфликты. Главными их причинами он считал профессиональные противоречия. Классовые же конфликты в его концепции были на втором месте.
Еще один мыслитель времен Конта – Георг Зиммель – немецкий социолог и культуролог. В своих трудах он рассматривал довольно широкий спектр социальных и культурологических вопросов общественной жизни. Его работы, посвященные систематике социологии, помогли в формировании различных отраслей социологических знаний. Г. Зиммель первым предпринял попытку определить предмет социологии в качестве учения об обществе, познающем все то, что обществе выступает по-настоящему общественным.
«Крестный отец» социологии и его последователи
«Крестным отцом» социологии, который очистил ее от налета утопизма Конта и укрепил ее научный статус, был британский ученый Герберт Спенсер. Он был сторонником позитивизма и сделал многое для развития данного направления.
Именно Спенсером было положено начало органической школы социологии. Он сравнивал общество и индивидуальный биологический организм, и сделал вывод, что любой общественный организм – своего рода слепок тела человека, то есть является взаимозависимой системой, включающей три части:
- производящая;
- распределительная;
- регулятивная.
Еще один выдающийся социолог, чьи концепции и сегодня влияют на развитие социологической науки, - Макс Вебер. Он считал социологию наукой о социальном поведении, которое она стремилась понимать и объяснить, социально объяснить причины и процесс социальных действий.
В современных условиях большое внимание уделяется работам Вебера, посвященным феномену капитализма. Он дал достаточно полное определение главных предпосылок возникновения капиталистического типа хозяйства:
- присвоение автономными частными субъектами свободной собственности;
- вольный рынок;
- рациональные производство и обмен;
- твердо установленное рациональное право;
- свободный труд;
- коммерческая организация хозяйства.
Он считал, что становление и развитие капитализма на Западе шло под воздействием протестантистской версии христианства, исповедуемой большинством предпринимателей. Вебер считал, что дух капитализма пронизан чувством ответственности человека перед Богом за свои поступки и рациональным строем мышления, когда труд превращается в абсолютную самоцель и призвание.
Один из основоположников немецкой социологии – Фердинанд Теннис, вошедший в историю благодаря своей идее противопоставления понятий общинных отношений и связей общественным. Первый тип отношений укореняется в эмоциях, привязанностях, душевной склонности:
- отношения кровных родственников;
- соседи с совместным проживанием;
- друзья.
Общественные же отношения – это рациональный обмен, смена вещей, находящихся во владении.
Георг Зиммель считал, что задачей социологии является описать формы совместного бытия людей, несмотря на то, что сам он не создал законченную классификацию. Если попытаться реконструировать взгляды ученого, что можно установить несколько основных форм жизни:
- социальные процессы, включая постоянные и независящие от конкретных обстоятельств реализации явления: господство, подчинение, соревнование, конфликт, примирение;
- социальные типы – кокетки, аристократы, умники, бедняки и пр.;
- модели развития.
Г. Зиммель, являясь одним из создателей философии жизни, отмечал, что только смерть задает мотив жизни, определяя ее конфигурацию.
Иными словами, основываясь на всем выше сказанном, можно сделать следующие выводы:
- институализация социологической науки в классический период;
- монизм, характерный для большинства социологических концепций начала ХХ века, а также фундаментализм и редукционализм;
- возникновение в социологии течений представляли различные, иногда совершенно противоположные теоретические ориентации, получившие позже дальнейшее развитие, то есть это был период закладки плюрализма в социологическом объяснении социальной реальности.