Реклама – это распространение коммерческой информации для привлечения внимания потребителей к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.
На сегодняшний день фактически все средства массовой информации являются носителями рекламных сообщений. Кроме того, самые разнообразные предметы, которые окружают нас также могут быть использованы как рекламные носители.
Реклама – это постоянный спутник человека, который воздействует на личность каждый день, существенно влияя также и на жизнь общества в целом.
Сущность рекламы как регулятора социального поведения
В первую очередь реклама является средством коммуникации между производителем товара и целевой аудиторией – покупателем. Потенциальный покупатель узнает из рекламы о наличии того или иного товара, месте его приобретения и фирме – производителе.
Реклама является также механизмом распространения информации о товарах или услугах с целью ускорения их продажи. Рынок предложений товаров насыщен и широк, характеризуется колоссальной конкуренцией и не оставляет надежды на большие продажи без использования рекламных средств, поскольку именно реклама расширяет круг потребителей.
В современных социологических исследованиях часто делается акцент на изучении воздействия рекламы на потребителя. С одной стороны, она выполняет функцию донесения информации до потребителя, а с другой успешно сочетает информативность с убедительностью и внушением, оказывая эмоционально-психическое воздействие на людей. Реклама является эффективным средством управления человеком на осознанном и бессознательном уровнях.
В российской и зарубежной социологической науке изучению феномена рекламы отводится весьма важная роль, особенно, когда это касается исследований в области влияния рекламы на поведение молодежи, как одной из основных социальных групп.
Молодые люди сегодня нацелены на повышение уровня жизни и получение высокого уровня достатка и образования, профессионального и карьерного роста. Молодые люди не отличаются стереотипностью мышления, которое свойственно старшему поколению. Для молодежи более характерны перемены и инновации. Эта склонность к новаторству, безусловно, сказывается на стиле потребительского поведения.
Большинство новинок на рынке товаров и услуг сегодня ориентированы на молодых потребителей, которые открыты всему новому и не бояться экспериментов. При этом реклама выступает важнейшим фактором привлечения внимания данной ключевой социальной группы.
Психологические характеристики молодежи
Для нынешней молодежи характерны следующие ключевые психологические особенности:
- стремление к реализации инноваций
- изменчивость ценностных ориентаций в моральном и психологическом плане;
- интенсивный выбор разнообразных стилей поведения и мировосприятия.
Иногда реклама заставляет молодых людей покупать те товары, в которых у них совершенно нет необходимости. Реклама навязывает молодёжи бренды, марки товаров, которые они стремятся приобрести в погоне за новинками.
Также при учете динамики развития современного социального пространства необходимо понимать, что молодежь является проводником «информационных потоков», нового знания и навыков, которые позволяют сформировать новые модели поведения, как коммуникационного, так и потребительского. Изменения, которые происходят в социальном положении российской молодежи оказывают непосредственное влияние и на ее сознание.
Потребительское поведение молодежи под влиянием рекламы
На потребительское поведение современной молодежи через рекламу могут влиять следующие факторы:
- восприятие. Доказано, что поведение человека во многом определяется тем, как он воспринимает ситуацию. Процесс восприятия включает этапы отбора информации и ее структурирования;
- мотивация. В любой момент человек испытывает массу потребностей, которые могут стать мотивом и заставить человека совершить действия, чтобы удовлетворить данные потребности;
- усвоение. Представляет собой те или иные изменения в поведении человека, которые происходят по мере накопления им индивидуального опыта;
- убеждение есть мысленная характеристика чего – либо. Производители всегда интересуются убеждениями покупателей относительно услуг, товаров, образцов продукции и торговых марок.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как уже отмечалось ранее, молодые люди часто приобретают товары и услуги напоказ. Поэтому, создавая рекламу, производители учитывают демонстративность, как одну из характерных черт поведения молодых людей.
Молодые люди находятся в активной фазе социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Потребительство молодежи концентрируется в тех сферах, которые развиваются весьма бурно. Именно молодые люди покупают одежду, обувь, спиртные напитки, посещают клубы, пабы и другие заведения, где тратят большое количество денег.
Появляются новые виды молодежной потребительской активности, которые реализуются в разнообразных досуговых учреждениях - кофейнях, барах, молодежных пабах и через новые формы рекламы - презентации модной одежды, причесок, косметики.
Поэтому создавая рекламу, необходимо учитывать многочисленные потребительские предпочтения, наиболее значимыми из которых являются демонстративность и погоня за модными тенденциями. Рекламодатели успешно манипулируют предпочтениями потребителей, «помогая» молодым людям поддерживать определенный статус в обществе, обеспечивая себе стабильный и вполне постоянный уровень дохода.