Человек и ценностная система
Наиболее важную роль в жизни человека играют ценности, а также ценностные установки и ориентации. Они выполняют интегративную функцию. Но не только ценности влияют на человека и его жизнь: такое воздействие является взаимным. Человек сам по себе является основным и единственным источником, который выдвигает предположения о том, что какая-либо ценность может стать достоянием общественности, и от человека же зависит, будет норма или ценность воспринята или нет.
Занимая центральную позицию в структуре личности, ценности оказывают очень большое влияние на направленность человека, а также на содержание его социальной деятельности и активности. Ценности и нормы регулируют его действия и поступки, социальное поведение, а также определяют социальную позицию в отношении к миру, к самому себе и к окружающим людям.
Зачастую, ценность определяет смысл жизни человека, который и побуждает его с совершению какой-либо деятельности. Потеря смысла жизни – это путь к разрушению старой системы ценностей, ее переосмысление и поиск новых приоритетов. Именно поэтому человек сам создает новую систему, при этом опираясь на общечеловеческий опыт и используя уже принятые в обществе формы поведения и жизнедеятельности, которая может реализовываться в различных сферах: экономической, политической, социальной и духовной.
Таким образом, ценность – это внутренний интегратор человека, который концентрирует вокруг себя его мотивации, интересы, потребности и желания, а также формируют мировоззрения, установки и убеждения по отношению к какому-либо явлению в обществе. При этом, человек сам становится создателем собственной системы ценностей, но опирается на общепринятые нормы, следит за тем, чтобы его поведение не выходило за рамки позволенного.
Влияние человеческого поведения на социальную систему
Поведение человека является ключевым аспектом, который определяет его отношение к тому или ному явлению в жизни. Данное поведение выражается в виде социального поведения. Сюда входит вся совокупность действий человека как среди людей, так и по отношению к другим людям. Данное отношение проявляется в двух тенденциях «Я и ты» и «Я и мы». Это не просто действия, а поступки, которые являются социально значимыми как для самого человека, так и для окружающих его людей.
Социальное поведение по отношению к социальной системе и ее элементам может быть нескольких видов:
- Классовое поведение, которое формируется в зависимости от того, к какому классу относится человек с самого рождения;
- Поведение социальных слоев и отдельных социальных страт, которые могут быть низкого уровня, среднего и высшего уровня;
- Этническое поведение – формируется в зависимости от того, к какому этносу относится индивид;
- Социально-профессиональное поведение зависит от того, какую роль играет человек в трудовой и профессиональной системе, и каким образом оно складывается в определенный исторический период;
- Полоролевое поведение – зависит от того, к какому полу относится человек (мужской или женский) и от того, как он сам позиционирует себя (учитывая особенности современного мира и появление новых течений, где человек, относясь к одному полу, ведет себя как представитель противоположного пола).
Место человека в социальной системе
Человек является основной составной частью социальной системы. Объединяясь, люди образуют социальные групп, из которых складывается цельное общество. Но пассивная деятельность человека не делает его частью системы, поскольку ее основа – действие, которое будет направлено на организацию и реализацию социальных трансформаций.
Таким образом, появилось понятие «человек действующий», которое реализуется сразу в нескольких концепциях социологов-классиков. Например, Г. Блумер, Дж. Мид, Ч. Кули определяли человека как «животное, которое воспроизводит символы». Этим они подчеркивают значимость человека, поскольку наш мир – это множество символов, и воспроизвести их может лишь человек разумный. Чуть позже Г. Блумер развернул понятие «символический интеракционизм», в котором отразил особенности взаимодействий между людьми в мире символов и знаковой системы.
Символический интеракционизм основывается на трех достаточно простых предпосылках:
- Во-первых, это вывод о том, что люди взаимодействуют друг с другом и производят свою деятельность в отношении к вещам на основании того значения, которое вещи приобретают для человека. Это могут быть как физические объекты, так и материальные, а также человеческие идеалы, ценности и нормы.
- Во-вторых, значение этих вещей и предметов выводится и истекает из социального взаимодействия человека с другими людьми.
- В-третьих, значения объектов и вещей трактуются человеком в зависимости от его внутренних установок и мировоззрения.
Все отношения человека к социальной системе основываются на интеракции. Ему необходимо постоянно воспроизводить свои ресурсы, узнавать что-то новое и меняться в зависимости от того, какие изменения претерпевает система. По этой причине пожилым людям гораздо сложнее оказывать влияние на социальную система: им сложнее обучаться и адаптироваться к новым социальным условиям, и зачастую пожилому человеку проще остаться верным своим старым мнениям и предрассудкам, чем вникать во что-то новое. Молодежи легче, поскольку сегодня молодой человек – это тот самый источник инновационной деятельности, которая может вывести общественную систему на качественной новый уровень.
На сегодняшний день особую роль в мире играют молодые ученые и исследователи, которые способны предложить новые идеи и открыть новые элементы, которые станут необходимыми в жизни всего человечества. Важное место занимают технологические разработки, плоды научно-технического развития (НТР), а также информационные технологии, которые проникли в жизнь каждого человека. Но вся эта деятельность должна быть согласована с природой человека, и не может противоречить общепринятым нормам и ценностям.