Социальная политика как регулятор социальной сферы
Главный механизм регулирование социальной сферой является социальная политика. Она является ключевым фактором в деятельности социальной государства.
Важным инструментом социальной политики социального государства является социальная защита, включая:
- социальное страхование граждан и их семей в случае классических рисков и вынужденного состояния (болезнь, безработица, увечье и т.п.);
- социальные пособия (малоимущим, многодетным, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.п.);
- поощрительные и вспомогательные мероприятия лицам, желающим самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства и приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.
Объектом социальной политики являются социальные отношения, которые регулируются с помощью средств и механизмов, находящихся в распоряжении государства.
Субъекты и задачи социальной политики
Субъекты социальной политики имеют сложную структуру. К ним, в первую очередь, относятся: человек, государство, общество, социальные общности и институты, политические партии, общественные организации, ассоциации прав граждан, трудовые коллективы.
Кроме этого, можно говорить и о причастности к субъектам социальной политики различных фондов и других субъектов, осуществляют деятельность в различных формах, как в пределах институциональных структур, так и на самостоятельной основе.
И все же основным субъектом социального развития и осуществления социальной политики остается личность человека и его индивидуальность.
Задачей социальной политики является: обеспечение четкого функционирования всей системы социально-политических институтов, являющихся субъектами такой политики, осуществления координации, согласительной деятельности различных элементов системы.
Направления государственного регулирования
Основными направлениями государственного правового регулирования являются:
- усовершенствования действующего законодательства России, внесение изменений и дополнений, необходимых для приведения его в соответствии с основными положениями и принципами социального государства;
- внедрение предыдущей научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям;
- обеспечение реализации системы государственных социальных стандартов и социальных гарантий, определенных Законом России;
- повышение правового статуса социального партнерства, как одного из важных инструментов реализации основных задач социального государства;
- законодательное закрепление критериев оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере; повышение эффективности функционирования исполнительной и судебной власти по защите и обеспечению реализации социальных и трудовых прав и гарантий, внедрение четкого компенсационного механизма в случае невыполнения законодательных гарантий;
- приведение национального законодательства в соответствии с нормами международного права, по вопросам формирования и функционирования социального государства.
Следует отметить, что при понимании сути социального государства, последней не ставится задача достижения абсолютной социальной справедливости для всех граждан в обществе. Скорее всего, социальное государство призвано обеспечить компенсацию, которая позволяет избежать конфликтов вследствие неравномерного перераспределения ресурсов в обществе.
Главная цель социального государства – ограничить и нейтрализовать потенциально деструктивную природу рынка по линейной зависимости богатства страны и относительного уровня социальных расходов. С философско-гуманитарной точки зрения, социальное государство – это путь к симметричному развитию общества и индивида такими компонентами жизнедеятельности, как морально-этические, психологические и религиозно-конфессиональные отношения и ценности.
Таким образом, сегодня в России, учитывая трансформационные процессы невозможно четко определить тип социального государства. Поэтому для облегчения продвижение по пути к общепринятым нормам и стандартам социального государства необходимо перейти к разработке именно программных решений модели и механизмов функционирования такого государства в России.
При этом развитие социального государства в России должно происходить не по счет увеличения социальных расходов с параллельным уменьшением остальных государственных расходов, не усиление налогового давления на производителей и предпринимателей, а повышением социальных программ.