Источники финансирования: централизованные и децентрализованные
Можно говорить о централизованных и децентрализованных источниках финансирования социальной сферы.
Централизованные источники (они обеспечивают социальные расходы на 80%) - это те источники, которые находятся в ведомстве государства или органов местного самоуправления.
Такие источники функционируют по общим правилам, которые установлены для всей страны и всех ее экономических субъектов. В основном, формируются они с помощью налоговых и страховых поступлений. К их числу можно отнести:
- федеральный бюджет (доходы с налогов),
- региональные бюджеты (доходы с налогов, межбюджетные трансферы),
- местные бюджеты (доходы с налогов, межбюджетные трансферы),
- пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фон социального страхования (так называемые внебюджетые фонды).
Стоит более подробно рассмотреть местные бюджеты. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
Подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится у городских и районных органов власти, потому финансирование на народное хозяйство у этих бюджетов будет высоким и будет превышать 40%. А социально-культурные учреждения находятся, как правило, в ведомстве сельских и поселковых органов власти, именно поэтому основная часть расходов из бюджета будет направлено именно на это.
Таким образом, расходы местных бюджетов связаны с финансированием, направленным на решение вопросов местного значения, а также с развитием социально-экономической ситуации региона или города.
К числу децентрализованных источников относятся расходы самих граждан на те или иные услуги в социальной сфере, а также материальная поддержка НКО.
К затратам самих граждан можно отнести оплату за:
- обучение,
- добровольное медицинское страхование,
- досуг сотрудников,
- софинансирование пособий по временной нетрудоспособности
- софинансирование в оказании материальной помощи в трудных жизненных ситуациях.
Направления расходования финансов в бюджетной сфере
Можно разделить расходы на две большие группы:
- по социальной защите,
- по социальному обеспечению.
В свою очередь эти группы подразделяются на следующие группы расходования финансирования:
- здравоохранение,
- физическая культура, спорт,
- образование и подготовка кадров,
- культура и искусство, СМИ,
- социальное обеспечение.
Механизмы повышения эффективности расходования финансов в социальной сфере
- Применение программно-целевого и стратегического подходов, составление прогнозов в отношении потребностей общества.
- Использование в качестве единственного варианта финансирования социально значимых услуг финансирование через государственный заказ, который размещается на конкурсной основе.
- Формирование эффективной системы мониторинга сферы социальных услуг.
- Обеспечение равного доступа социально значимых услуг для всех граждан.
- Распределение финансов в зависимости от предоставленных социальных услуг, а не по фактическим расходам на содержание учреждений.
- Внедрение нормативов финансовых затрат на предоставление социальных услуг, которые бы обеспечили согласование ресурсов и результатов, как по эффективности, объему, так и по качеству их оказания.