Источники инвестирования в социальную сферу
Под социальными инвестициями понимается вложение финансов, создание новых кадров, объектов инфраструктуры и государственного сектора, которые были бы направлены на поддержание социально-приемлемого уровня жизни людей.
Можно говорить о следующих категориях инвесторов в социальную сферу:
- Государство.
- Муниципалитеты.
- Российские и иностранные частные коммерческие компании.
- Физические лица.
Можно говорить о коренных изменениях в процессе инвестирования в социальную сферу:
- Большая часть инвестирования идет из региональных и местных бюджетов, а не из федерального бюджета.
- Претерпевает изменения состав инвесторов: среди них появляются коммерческие структуры и различные финансовые ресурсы (страховые компании, банки).
- Увеличивает доля иностранного инвестирования.
- Сокращается инвестирование предприятий сферы материального производства.
Безусловно, каждый инвестор преследует свои цели. Например, коммерческие структуры преследуют сразу несколько целей: финансовую отдачу от сделанных инвестиций (например, от приобретения контрольных пакетов акций этих организаций организациями социальной сферы), а также усиление собственного влияния, формирование базы надежных заемщиков, получение льгот за аренду при размещении валютных обменных пунктов на территории торговых точек, организация общественного питания и т.д.
Для иностранных инвесторов привлекательными являются высокодоходные коммерческие организации: например, ГУМ и ЦУМ в Москве, которые могут предоставлять торговые площадки с европейскими характеристиками. Также для иностранных инвесторов интересны организации, дополняющие их услуги.
Например, многие зарубежные авиакомпании, входят в число акционеров гостиничных и туристических фирм. Такое владение позволяет достигнуть комплексности, взаимодополняемости предоставляемых услуг и увеличить число обслуживаемых клиентов.
Для любого инвестора целью финансирования в социальную сферу является получение прибыли и улучшение уровня жизни населения.
Формы инвестирования в социальной сфере
Можно говорить о следующих формах инвестирования в социальной сфере:
- Инвестиционные торги. Это конкурсы, позволяющие выбрать с наименьшим влиянием субъективных факторов лучший вариант привлечения инвестиций в социальную сферу. Инвестиционный конкурс - это приобретение в собственность объектов (или пакетов акций) как физическими, так и юридическими лицами, при этом от покупателей требуется вложение денежных средств и выполнение условий в соответствии с разработанной инвестиционной программой.
- Социальные займы. Это заимствование местными органами власти материальных средств как у юридических, так и у физических лиц с целью инвестирования в конкретные проекты социальной сферы. К особенностям социальных займов можно отнести длительный срок погашения и общественную значимость объектов инвестирования, а, как следствие, благожелательное отношение к владельцам данных объектов и ценных бумаг со стороны власти и общества.
Социальные инвестиции внедряются в виде:
- агрессивных вложений: это массовая и обширная работа, связанная с рекламой в СМИ, сетевым маркетингом и потребительскими кредитами;
- рыночных вложений: прибыль в таком случае получается от реализации социального инвестиционного проекта;
- массовых вложений: это работа, связанная со сразу несколькими отраслями социальной сферы (например, открытие частного детского дома);
- точечных вложений: создание специальных объектов с режимом, максимально благоприятным для социальных инвестиций.
Факторы увеличения инвестирования в социальную сферу
Факторами, способствующими привлечению инвестиций в социальную сферу, можно назвать следующие:
- обоюдно удобная оплата за помещение, которое сдается в аренду организациями социальной сферы, например, иностранным компаниям,
- отсрочки по налогам и рассрочки, которые уплачиваются в местный бюджет хозяйствующими субъектами,
- финансовая помощь предприятиям, которых можно назвать определяющими для проникновения инвестиций в социальную сферу (например, компании, которые занимаются выпуском торгового оборудования, туристические объекты и т.д.), проведение маркетинговых исследований, мониторинг, создание информационных систем,
- активная роль государства: информационная поддержка, финансирование социальных вложений, создание социальных продуктов и равномерное их распределение среди всех членов общества.