Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теория "зеркального Я"

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Социология / Теория "зеркального Я"
Теория "зеркального Я"

Чарльз Кули - создатель теории «Зеркального Я»

Чарльз Хортон Кули (1864-1929 гг.) – это один из наиболее известных американских социологов, который является прямым предшественником теории символического интеракционизма. В своих наиболее известных работах, таких, как «Социальный процесс», «Социальная организация», «Социологическая теория и социальное исследование» Кули изложил теоретические основы своих идей, а также обосновал некоторые постулаты социальной психологии.

Замечание 1

Таким образом, именно Чарльз Кули по праву считается создателем одной из первых социологических, а также социально-психологических концепций личности. Также он положил начало самостоятельному направлению, которое известно в мировой социологии как интеракционизм.

Помощь со студенческой работой на тему
Теория "зеркального Я"

Несмотря на большое количество научных разработок, основной и главной концепцией, которую выделил Чарльз Кули, остается теория «зеркального Я». Истоки данной теории восходят еще к идеям прагматизма, в частности это касается идей о «социальном Я», которые были предложены У. Джеймсом, а также воззрениям Дж. Дьюи. После многолетней работы, концепция расширялась, и окончательно была оформлена уже благодаря Дж. Миду.

Продолжая идеи У. Джеймса о том, что человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится, Чарльз Кули в качестве важного признака социального существа выделил осознание того самого «Я».

Замечание 2

Таким образом, человек может не только принимать на себя множество ролей и статусов, но должен также понимать, почему он ведет себя в той или иной ситуации именно таким образом.

Осознание своего «Я» происходит именно через общение с другими людьми. Взаимодействия могут происходить на совершенно разных уровнях:

  1. В рамках семьи;
  2. В формальном коллективе (во время обучения, во время осуществления трудовой деятельности).

На них человек может совершенно по-разному выстраивать свои взаимоотношения и воспринимать самого себя.

Сущность теории «зеркального Я»

Как мы уже отметили, именно Чарльз Кули начал разработку концепции «зеркального Я». Он сделал предположение о том, что «Я» состоит из нескольких составляющих, одна из которых – «Я-чувства». Именно они оформляются и устанавливаются в процессе взаимодействия и выстраивания отношений с другими людьми. Мы можем видеть самих себя через то, как и каким образом мы выстраиваем свои чувства в реалиях других людей и их жизнях. По сути, отношения с другими людьми и их характер – это зеркало для нас самих. Наши представления поступают и нескольких основных источников:

  1. Через наше собственное воображение и представление о том, как мы выглядим в глазах других людей;
  2. Через то, как мы думаем, они сдерживают нас, регулируют наше поведение (очень важную роль играет формальный или неформальный аспекты общения);
  3. Через то, что мы сами испытываем при выстраивании взаимоотношений с людьми.
Замечание 3

Иными словами, понимание самого себя – это не просто фиксированное состояние: это целый процесс, который развивается и выстраивается по мере того, как мы взаимодействуем с другими людьми, мнение которых о нас может или постоянно меняться, или оставаться неизменным. Но есть одна особенность: человеку достаточно сложно принять те ракурсы, которые не совпадают с его собственным представлением о самом себе. По причине этого противоположным мнениям (преимущественно, отрицательным) мы стремимся сопротивляться, доказывая, что мы хорошие люди.

Чарльз Кули также неоднократно подчеркивал, что сознание играет основополагающую роль в формировании различных социальных процессов. Таким образом, человеческая жизнь – это целостность индивидуального и социального, что вбирает в себя человек в процессе жизнедеятельности и реализации самого себя. На восприятие может оказывать влияние не только то, как мы сами относимся к себе, но также и то, как к нам относятся окружающие, и это заставляет задумываться. Некоторых это мотивирует развиваться, а некоторые начинают зацикливаться на своих недостатках, комплексовать. Таким образом, «зеркальное Я» - это общество, которое служит своеобразным зеркалом, через которое человек может увидеть свой реальный образ и осознать, как его воспринимают окружающие.

Еще один факт, на котором акцентируют внимание исследователи в данной области – это то, что представления, которые возникают у людей в отношении друг друга, можно назвать «представлениями представлений». Это значит, что некоторые могут воспринимать не самого человека, а лишь то мнение, которое о нем сложилось у большинства других. Представления представлений признаются в качестве неопровержимых социальных факторов и выступают в качестве одного из предметов социологии. Я-концепция формируется и укрепляется ото дня во взаимодействии людей друг с другом. К тому же, как к человеку относятся другие, позволяет ему самостоятельно оценить свое собственное положение, сформировать свой образ мышления, стиль поведения.

Таким образом, концепция «зеркальное Я» играет одну из важнейших ролей в социологии и социальной психологии. Исследователи, сделавшие большой вклад в развитие данной концепции, подчеркивают, что мнение, которое складывается у человека в отношении самого себя, своих интеллектуальных и физических способностях, о своем мировоззрении и мироощущении, напрямую зависит от того, как он взаимодействует с окружающими его людьми. Он может получать от них одобрение, может быть подвергнут критике, но все это – те самые паззлы, из которых складывается человеческая личность в целом. Без данной концепции рассмотрение человека было бы в некотором роде однобоким, мы бы смотрели на самих себя лишь с точки зрения того, как мы сами себя позиционируем, но совершенно не воспринимали бы мнение со стороны. Таким образом, личность человека складывается не только на основе его биологических особенностей, но также и на основании его социального начала (межличностные отношения, общественная деятельность).