Герберт Спенсер и его социальный дарвинизм
Предтечей социального дарвинизма является Т. Мальтус, который одним из первых обосновал некоторые тезисы, среди которых «борьба за существование» и «выживает только сильнейший». Тезисы были обоснованы и четко сформулированы, а в дальнейшем переосмыслены в вышедшей в 1798 году книге «Опыт о законе народонаселения». Общепризнанным инициатором, а также, в дальнейшем, еще и вдохновителем к развитию остальных идей социального дарвинизма является Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Этот исследователь очень подробно исследовал следующие аспекты:
- Борьба за существование;
- Естественный отбор;
- Выживание.
Все эти три аспекта Герберт Спенсер называл очень важными для характеристики не только биологических, но и социальных факторов. Он был очень талантливым и известным ученым, и его творчество было невозможно ограничить какими-то строгими рамками, тем более лишь разработками в области социального дарвинизма. Также Герберт Спенсер одним из первых, и в достаточно подробной, развернутой форме приступил к разработке подхода, который в дальнейшем получил название «теория систем», применимого к человеческому обществу. В исследованиях Спенсера сочетались структурно-функциональный анализ и эволюционный подход к объяснению происхождения развития и функционирования общества в целом и его отдельных систем в частности.
Благодаря представлениям Спенсера об обществе как особом организме многие авторы осмыслили и заново интерпретировали несколько важных особенностей, которыми обладает структура социальной системы и основные моменты, влияющие на ее функционирование. При этом, Спенсер не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом: он лишь сравнивал две системы, прослеживая общее и различия между ними и объяснял их.
Уолтер Беджгот и его место в социальном дарвинизме
Еще одним автором, который является представителем социального дарвинизма, выступает Уолтер Беджгот (1826-1877 гг.). Его взгляды сформировались независимо от теории Спенсера, которая в тот период стала основой для многих теоретических разработок других авторов. Но не исключено, что теория конфликта самого Герьерта Спенсера сформировалась благодаря идеям Уолтера Беджгота).
В отличие от других представителей социального дарвинизма, Беджгот сознательно стремился применить идеи Дарвина к социальной теории и ее ответвлениям. Его основным социологическим трудом признана работа «Физика и политика», которая вышла за несколько лет до смерти Беджгота, в 1872 году. В ней особую роль играет анализ естественного отбора, его место в биологических разработках. К тому же, естественный отбор лежит в основе начального периода зарождения и становления человеческого общества и человеческой истории. В мире людей борьба за выживание и более-менее благополучное существование происходит не только между отдельными индивидами, но в больше степени между более широкими социальными группами.
В качестве основных социальных законов Беджгот выбирает следующие:
- Стремление одной нации к господству над всеми остальными нациями;
- Стремление одних социальных групп и классов к господству над остальными, причем, это господство в иерархическом порядке выстраивается уже в отдельно взятой нации.
Важную роль Беджгот отводит межгрупповым конфликтам, а также и противоположному явлению – внутригрупповой сплоченности.
По его мнению, сплоченность основывается на эффекте подражания, которое выступает в качестве очень сильной природной склонности, а также важнейшим социальным фактором, который позволяет развиваться и двигаться вперед (эволюционировать и прогрессировать). При этом люди стремятся отличаться от своих предшественников как в личностном плане, так и в плане обладания теми или иными благами и ресурсами. Беджгот пишет о том, что оптимальное условие для развития общества – это тенденции к изменчивости и, вместе с тем, тенденция к подражанию, которая обеспечит взаимное дополнение и социальную сплоченность коллектива.
Социальный дарвинизм Людвига Гумпловича
Еще один автор, который сделал достаточно серьезный вклад в действие теории социального дарвинизма – Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.). В отличие от Беджгота, Гумплович не стремился выводить свои теории за рамки теории эволюции. Наоборот, он делал акцент на высочайшей роли конфликтов в социальной жизни, что выражалось в его разработках гораздо сильнее, чем в работах Беджгота.
Предметом социологии Гумпловича является исследование социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа трактуется в явном духе социального реализма с элементами экстремизма. Он подчеркивал надындивидуальный и внеиндивидуальный характер их воссоздания. Между социальными группами ведется постоянная борьба за существование, удовлетворение потребностей, а также за овладение наиболее важными и влиятельными ресурсами, среди которых власть. Основной социальный закон – стремление каждой социальной группы к подчинению всех остальных, более слабых и нежизнеспособных без контроля извне.
Таким образом, у Гумпловича группы делились на господствующих и подчиненных. Причем, обе стремились к власти, но лишь более приспособленные и сильные имели возможность заполучить ее. Конечной причиной всех социальных процессов Гумплович считал стремление человека удовлетворять свои актуальные материальные потребности. Во всех действиях он видел лишь экономические мотивы, которые и выступали в качестве причины всякого социального движения. Исследователь утверждал, что всегда и всюду именно экономические мотивы и желание владеть материальными благами и ресурсами являются причиной социального развития, прогресса. Они обуславливают все государственные и социальные подвижки, акцентируют внимание на интересах человека или более широкой социальной группы, которые нуждаются в их реализации и удовлетворении.