Сущность социологии музыки
Социология музыки – это особая отрасль социологического знания, которая отражает специфику взаимодействия музыки и общества. Также в рамках социологии музыки осуществляется анализ влияния конкретных форм общественного бытия на музыкальное творчество, а также на зрителей и исполнителей.
Социология музыки призвана исследовать и проводить углубленный анализ наиболее общих закономерностей развития музыкальных культур. Также объектами изучения социологии музыки являются следующие:
- Историческая типология музыкальных культур;
- Формы музыкальной жизни современного общества;
- Разнообразные виды музыкальной деятельности (начиная с фольклора, заканчивая анализом самодеятельности и профессионального музицирования).
Также в рамках социологии музыки исследователи оказывают пристальное внимание особенностям музыкальной коммуникации, которая складывается в различных социальных условиях; формированию музыкальных потребностей и интересов различных социальных слоев и категорий общества. Очень важно углубиться в рассмотрение закономерностей исполнительских трактовок музыкальных произведений. В наше время это также актуализирует проблемы доступности музыкальных произведений, их популярности в различных социальных кругах.
Социология музыки (наряду с марксистской социологией и наукой об искусстве – искусствоведением) занимается тем, что достаточно подробно исследует механизмы формирования художественных вкусов населения для разрешения, прежде всего практических, задач по эстетическому воспитанию человека в динамично изменяющемся обществе – обществе риска. Учитывая связь социологии музыки с другими научными направлениями, будет очень правильно упомянуть о том, что она сама образовалась на стыке таких отраслей научного знания, как музыковедение, социология, психология, а также эстетика. Также она входит в социологию искусства в качестве одного из разделов.
Социология музыки выдвигает одно довольно важное требование – проведение анализа музыки и рассмотрение ее как социально обусловленного явления и процесса. Сюда также входит исследование того, каким образом в музыке может отражаться жизнь общества, и как ее формы отражают мировоззрение композитора. Принципы подобного рассмотрения (как методические, так и методологические) начали формироваться еще в домарксистский период. Но исследователи в данной области делают акцент на том, что именно марксизм является подлинной научной основой для социологии музыки.
Специфика социологии музыки
Социология музыки как отдельное научное направление, а также как отрасль социологического знания обладает своими особыми специфическими чертами. Это очень хорошо отражено в тех направлениях, которые принято выделять в социологии музыки:
- Теоретическая социология музыки – направление, которое занимается исследованием наиболее общих закономерностей взаимодействия музыки и общества. Также в рамках теоретической социологии музыки делается акцент на типологии музыкальных культур, поскольку на сегодняшний день их существует достаточно большое количество, и все они нуждаются в верной научной интерпретации;
- Историческая социология музыки – направление, изучающее и обобщающее факты истории музыкальной жизни общества в различные исторические периоды;
- Эмпирическая социология музыки – в данную сферу (еще ее называют практической, конкретной, прикладной социологией музыки) входит исследование и последующий анализ фактов, их обобщение и представление в научных трудах.
Факты относятся к роли музыки, которую она играет в современном обществе. исследователи анализируют статистические отчеты о посещаемости музыкальных концертов и мероприятий, о продаже пластинок, о работе самодеятельных музыкальных коллективов. Также они проводят непосредственные наблюдения за музыкальной жизнью: организуют опросы, анкетирование, интервьюирование участников музыкальной жизни. Таким образом, благодаря социологии музыки создается основа для последующей организации музыкальной жизни общества и управления ею.
Социологические взгляды в рамках музыки – это достаточно новый научный подход. В нем задействованы музыковеды, искусствоведы, культурологи, социологи, историки и философы. Музыкальная культура теперь представлена не только в виде набора артефактов, но также и как отдельный социальный институт, который живет и выполняет особые функции в соответствии с собственными социокультурными законами. Музыка сегодня стала частью системы культурного воспроизводства и проектирования, и поэтому данный подход, а также актуализация в сфере социологии музыки – это довольно актуально и, что самое главное, перспективно.
Благодаря музыке человек может окунуться в особую атмосферу. Раньше через музыку люди доносили особенности своей культуры, отражали наиболее значимые события, которые меняли жизнь целых народов. Развитие ее прошло очень длительный период, и сегодня человек может выбрать для себя значимые музыкальные жанры в соответствии с его интересами и потребностями. Рынок предлагает огромный выбор музыкальных жанров, и в рамках социологии необходимо проводить исследования, чтобы выяснить, каковы интересы потребителя, а также то, насколько музыка влияет на его мировоззрение, ценностные ориентации.
Музыка может воспитывать, а может развращать. Она показывает как светлые стороны жизни человека, так и самые темные, выражает его желания и потребности.
Она выполняет ряд функций; коммуникативную (связь человека с единомышленниками, фанатами такого же музыкального жанра или исполнителя), социализирующую, адаптирующую.
Музыка также – это часть нашего досуга, ведь слушая ее, мы отдыхаем, веселимся, расслабляемся. Именно поэтому социология музыки так актуализируется: она выводит музыку из рамок направления искусства на уровень социального института со своими функциями, структурой и влиянием на человеческие жизни.