Типы социального контроля
В социологии выделяют следующие типы социального контроля:
- Внешний контроль – совокупность социальных институтов, форм, способов и действий, обеспечивающих соблюдение правил поведения и социальных норм. Включает два вида социального контроля: формальный и неформальный.
- Внутренний контроль, или самоконтроль – регулирование индивидом собственного поведения в социуме в соответствии с общепринятыми нормами. Проявляется в виде эмоциональных переживаний, чувстве вины, а также в форме рефлексии по поводу своего социального поведения. Формируется в процессе социализации, формирования социально-психических механизмов внутренней саморегуляции индивида.
- Косвенный контроль – контроль, основанный на отождествлении с законопослушной референтной группой.
- Социальный контроль, основанный на доступности различных способов удовлетворения потребностей и достижения целей, альтернативных аморальным и противоправным
К основным элементам внутреннего контроля относятся:
- сознание человека – индивидуальная форма психической репрезентации окружающего мира в виде субъективной и обобщенной модели действительности в форме чувственных образов и словесных понятий;
- совесть – способность индивидов самостоятельно определять собственные морально-нравственные обязанности, требовать их выполнения, совершать анализ и самооценку своим поступкам и действиям, выстраивать собственное социальное поведение;
- воля – сознательное регулирование индивидом своей деятельности и поведения, проявляющееся в способности преодолевать трудности при осуществлении целенаправленных поступков и действий; воля способствует преодолению подсознательных потребностей и желаний, проявлению поведения в соответствии с личными убеждениями.
Самоконтроль является важнейшим условием социального поведения, так как в его процессе человеку приходится постоянно бороться с подсознанием. С возрастом самоконтроль усиливается. Существует зависимость: чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.
Виды социального контроля
Нарушение социальных норм подлежит одному из двух видов социального контроля:
- формальному,
- неформальному.
Формальный контроль осуществляется социальными и политическими организациями, органами государственной власти, средствами массовой информации и системой образования, базируется на официальном осуждении или одобрении и функционирует на всей территории страны. Основывается на официальных документах и нормах – указах, законах, приказах, постановлениях и инструкциях. Агенты формального контроля – официальные представители государства: суды, правоохранительные органы, спецслужбы, армия и т.д. К формальному контролю может относится преобладающая в социуме идеология. Эффективен в больших социальных группах.
Неформальный контроль основан на порицании или одобрении коллег, друзей, родственников, знакомых, общественного мнения. Агенты – семья, религия, школа и т.д. Неформальный контроль находит выражение через обычаи, традиции, ритуалы, средства массовой информации. Эффективен в малых социальных группах.
Неформальный социальный контроль может существовать в виде:
- убеждения (обоснованное доказательство нормального поведения);
- вознаграждения (повышение в должности, одобрение и т.д.);
- наказания (критическое замечание, недовольный взгляд, угроза физического наказания и т.д.);
- переоценки человеком культурных норм (способность к самооценке и все перечисленные выше виды социального контроля).
Для каждого общества характерна собственная система социального контроля, способствующая поддержанию порядка в обществе и состоящая из формальных и неформальных способов регулирования индивидов.
В зависимости от сфер социального управления и условий социального контроля выделяют следующие виды контроля:
- ресурсный – наличие материальных (природных или финансовых) и нематериальных (человеческих) ресурсов, реализующих монополизацию общественного превосходства субъектом контроля;
- организационный – включение объектов социального контроля в систему социального управления, выполнение соответствующих ролей (управленческий, правовой, политический контроль и т.д.);
- информационный – использование информационных возможностей участников социальной системы (социокультурный, религиозный, образовательный, идеологический).