Обзор японских субкультур
Япония – одна из стран, которая знаменита не только своей особой, очень древней культурой и историей. Это страна, в которой существуют технологически развитые мегаполисы, в которых перед обществом открываются многообразные возможности в реализации собственного «Я». Отсюда и возникают необычные молодежные движения, которые отличаются модными тенденциями. Они поражают туристов, которые приезжают в Японию, для многих это кажется сумасшествием, но только не для самих японцев.
Молодежная мода в Японии сегодня зависит от великого многообразия различных субкультур. Каждая имеет свой собственный стиль, знаковость, манеры и отличительные черты. Они пестрят разностью мировоззрений, что привлекает человека в их среду.
Японские субкультуры выступают против основной, общепринятой традиционной культуры. Они имеют свою систему ценностей, каждая уникальна и несет сообщение: «Мы имеем право на проявление индивидуальности, на самовыражение». Для японцев это вполне реально: они располагают большим числом продуктов массовой культуры, которые можно совершенно по-разному сочетать, из чего появляется совершенно иная, не похожая на остальных субкультура.
Как и у особо радикальных хиккикомори, у многих японских субкультур нет желания вписываться в японскую и общемировую индустриализацию, которая происходит с немыслимой скоростью. Поэтому они выступают против ее порядков, против так называемой «правильной жизни», ведь только ломая стереотипы и идя против системы, человек может проявить себя, добиться того, чего ранее до него не добивался никто.
Наиболее популярными японскими субкультурами являются следующие:
- Такенокозоку;
- Янки и Босозоку;
- Ко Гал (Гануро, Манба);
- Гяру;
- Лолита (японский бохо-шик, мори-гату);
- Декора;
- Сукебан;
- Рокабилли;
- Хиккикомори;
- Вижуал-кей.
Характеристика популярных японских субкультур
Такенокозоку – данная субкультура обрела свою популярность на стыке 70-80-х годов 20 века. Модники Такенокозоку предпочитали носить более свободную одежду, которая не сковывала их движений и не облегала тело. Популярные цвета – все оттенки синего, а также фиолетовый и розовый. На тканях часто изображали иероглифы, которые носили особый смысл. На стиль данной субкультуры очень сильное влияние оказала традиционная японская культура в одежде и внешнем виде. Из обуви Такенокозоку предпочитали мягкие тапочки, поскольку в них удобнее всего было танцевать. Отличительная черта объединения – наличие неоновых аксессуаров, их изобилие. Они были отделаны различными бантиками, а также бисером.
Янки и Босозоку – еще одна популярная в 60-е годы субкультура, в которую входили мотоциклисты. Иначе их называли «Кланы скорости». Культура было очень популярна, среди ее поклонников были и девушки, которые затем чуть позже сформировали субкультуру «Янки». Они носили халаты, похожие на плащи, также маски и в качестве транспортного средства преимущественно выбирали скутеры или мотоциклы. Еще одна интересная деталь в стиле Янки – оборачивать вокруг груди белую ткань – одна из традиций, которая считалась обязательной для всех представительниц.
Гяру – главной чертой данной японской субкультуры является наличие очень сильного загара. Без него ни одна модница Гяру не могла выйти на улицу. Кроме того, что девушки очень часто загорали, так они также очень обильно использовали самые темные оттенки тональных средств. Еще одна особенность – любовь к обуви на невероятно высокой подошве (каблуки, платформы). Стиль в одежде и внешнем виде довольно специфичен: девушки носят короткие юбки, обесцвечивают волосы, носят разноцветные парики. Макияж достаточно вызывающий и вычурный – сильно подведенные глаза, искусственные ресницы, белая или самая светлая помада, линзы голубых оттенков. Многие люди критикуют данную субкультуру: девушек считают легкомысленными и безответственными, поскольку они не заинтересованы в получении образования, карьере или замужестве: для них в первую очередь важен внешний вид.
Когяру, Ко Гал, Гангуро (Манба) – данный стиль зародился в 90-е годы в Токио. Модницы, которые относились к субкультуре Ко Гал, считали своей главной задачей выглядеть моложе, чем они есть на самом деле. Поэтому в их гардеробе было большое количество различных детских аксессуаров, которые делали их образ более детским. Изюминка Ко Гал – школьная форма, белые волосы и очень сильный загар. Также атрибутом представительниц стиля являются высокие носки.
Лолита – самый популярный стиль среди представителей японской молодежи. Следует отметить, что популярен он не только в Японии, но и далеко за ее пределами. К тому же, в связи с такой распространенностью он также имеет сразу несколько ответвлений. Модницы готического направления предпочитают носить одежду темных оттенков, а девушки панки носят одежду с оборками и большим количеством цепей в качестве незаменимого аксессуара. Есть так называемые «Сладкие» Лолиты. В их внешнем виде преобладают нежные, пастельные тона, они любят добавлять в свой образ бантики, кружева, чтобы образ получался еще более невинный и милый. Также они носят кимоно, которое расшито иероглифами. Такой стиль носит название «Wa».
Как мы видим, сегодня субкультуры в Японии очень разнообразны. Их представители стремятся выделиться из толпы, очень внимательны к деталям и аксессуарам. Они вносят в них свой особый смысл, что делает их еще более уникальными и запоминающимися. Тем не менее, акцент делается именно на внешний образ: что касается философии неформальных объединений Японии, то она как раз и состоит в том, чтобы быть ярким и креативным, не смешиваться с серой массой. Это и объединяет субкультуры Японии, которые довольно мирно сосуществуют друг с другом на одной общей территории. Чтобы показать это единство, они организуют специальные мероприятия – фестивали, в которых могут принять участие все желающие представители субкультур.