Стиляги и хиппи - первые советские субкультуры
Во времена Советского Союза люди отмечали, что общество было достаточно ограничено в выборе путей своего совершенствования и, что самое главное, самовыражения. Но, как бы правительство ни старалось ограждать молодых людей от потока информации, все равно многие западные течения и субкультурные веяния доходили и до советской молодежи. И, что самое главное, они с радостью воспринимали их, пытались адаптировать под советские реалии.
Среди наиболее известных и ярких советских субкультур стали:
- Стиляги;
- Хиппи;
- Панки;
- Люберы.
Самой первой советской субкультурой стали стиляги. Данное движение зародилось в конце 40-х годов 20 века. Основой, на которой объединялись люди данного направления, стали некоторые музыкальные жанры: сначала это был джаз, а затем появившийся словно из ниоткуда, рок-н-ролл. Большая часть участников движения стиляг были представителями так называемой «золотой молодежи». Они с самого детства имели все, что им было нужно, и ни в чем не нуждались. Но, несмотря на достаток, им все же было необходимо занимать чем-либо свое свободное время, поэтому они с большим удовольствием погружались в атмосферу танца и придумывали новые движения под популярную в то время музыку.
Главная особенность, которая отличала стиляг от других субкультур – это их яркий и запоминающийся внешний вид. Они предпочитали носить яркую одежду, брюки дудочки, галстуки с яркими, а иногда и со смешными принтами. Прически их были обильно набриолинены в стиле а-ля Элвис Пресли. Девушки предпочитали платья, пышные юбки и достаточное количество броских украшений. Культура стиляг – очень миролюбива, они не проявляли агрессии к другим представителям противоположных субкультур. Но, несмотря на это, официальная культура старалась всеми возможными способами избавиться от культуры стиляг, поэтому периодически натравливала на них комсомольские отряды.
Хиппи. Представителям данной субкультуры, в отличие от стиляг, повезло в том, что за них уже давно было все придумано: и особенности внешнего вида, и идеология. Весь внешний вид и стиль жизни, манеры поведения советские хиппи полностью переняли у западных ребят, но лишь немного изменили некоторые элементы в соответствии с условиями, которые были в СССР. Обязательный атрибут хиппи – длинные волосы (как у девушек, так и мужчин). Украшали они себя цветами, пестрой одеждой, волосы обвязывали лентами. Среди хиппи были приверженцы алкоголя, чуть позже советским хиппи стали доступны наркотики, в чем они еще больше походили на своих предшественников – западных хиппи.
Панки и люберы - субкультуры позднего СССР
Панки. В отличие от западной субкультуры, советские представители этого неформального объединения не ограничивали свои музыкальные предпочтения прослушиванием исключительно панк-рока: для них приемлемым было слушать Битлз, Айрон Мэйден и других западных исполнителей. Фишка поведения панков – провокации в отношении окружающих. Они могли издеваться или отпускать шутки в адрес незнакомых людей, и даже полицейские нередко становились объектом их насмешек. Внешний вид, тем не менее, ничем не отличался от западных панков – рваные вещи, цепи и булавки в качестве аксессуаров. Основная прическа – ирокез, который они фиксировали обильным количеством лака для волос или пенкой.
Люберы – это исключительно советская субкультура: зародилась она в сердце нашей страны – в Москве. В Подмосковье, в Люберцах, после показов фильмов о культуристах, появилось очень большое количество молодых людей, которые стремились усовершенствовать свое тело. Они оборудовали площадки и спортивные залы прямо в подвалах, где мог заниматься каждый желающий стать «качком», походящим на богатыря. Но так как в подвале было неинтересно заниматься, да и люберов стало достаточно много, они устремились показать себя в столицу. Их главная цель была не только в том, чтобы показать свою внешнюю мощь: они также стремились продемонстрировать свою силу на других людях. Так, жертвами люберов неоднократно становились хиппи. Их девиз – «Бить лохматых и нестандартных».
Помимо перечисленных субкультур, в Советском Союзе также были металлисты, гопники, которые существуют и по сей день, «митьки», рокабиллы, рейверы, брейкеры, байкеры, ньювейверы и рокеры. Все эти течения современные исследователи объединяют в одну группу и дают ей название «андерграундные субкультуры».
Многие из них, конечно же, существуют и по сей день, но в немного усовершенствованном виде. Исследователи отмечают, что данные субкультуры оказали особое влияние на структуру культурной сферы Советского общества, а затем переместились в сферу общества уже российского. Нельзя сказать, что все они однозначно несли исключительно деструктурирующее значение: в некотором смысле, субкультуры стали связующим звеном между западной культурой, которая неумолимо проникала в иные страны, и советской культурой, которая была очень закрыта и не приветствовала западного влияния.
Сложно сказать, как бы сложилась ситуация сейчас, если бы в советский период в нашу страну не проникла мода на участие в субкультурах. Вероятно, мы в любом случае наблюдали бы такое разнообразие, но относились бы к нему иначе. К тому же, понимание идеологии субкультур в западном обществе не прижилось бы в условиях советского и российского менталитета, поэтому, в любом случае, субкультуры претерпели бы особые изменения, которые повлияли бы на иные сферы человеческой жизни, особенно на жизнь и мировоззрение подростков. Начиная с советского периода, в нашей стране было проведено большое количество теоретических и практических исследований, которые нацелены на определение понятия «субкультура», выделение ее типологий, функциональной значимости. Также специалисты изучили степень распространенности субкультур в соответствии с региональными особенностями нашей страны, а также с учетом советского и постсоветского состояния государства и общества.