Брак – это один из старейших социальных институтов, который позволяет упорядочить межличностные и сексуальные отношения людей путем признания их союза обществом.
Общие сведения
В современном мире брак часто рассматривают с позиции социологического анализа, поскольку он представляет собой один из важнейших социальных институтов, который может реализовать потребности личности и выполнить ключевые общественные функции.
В рамках изучения института брака целесообразно обращать внимание на следующие аспекты:
- мотивы вступления в брак;
- брачное поведение и его стадии;
- инверсия брака.
В отечественной и зарубежной социологии существует ряд подходов к изучению брака на микро и микроуровне. Среди западных исследователей брака можно выделить: Э. Дюркгейма, У. Томаса, Т. Парсонса, Э. Берджесса, Дж. Хоманса.
Брак на макроуровне (Т. Парсонс, Э. Дюркгейм)
Наиболее ранним является подход к изучению брака на макроуровне, в котором акцент делается на исследовании сущности брака как социального института, выполняющего значимые для общества функции. При этом основной упор делается на динамику брачных функций. Такой подход часто называют функционализмом.
Его родоначальниками являются Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. Они пристально исследовали такие функции брака, как репродукция, социализация, развитие эмоций и пр. Макросоциологи утверждали, что эти функции меняются и становятся более интимными. Все это связано с либерализацией норм и законов, которые регулируют частную жизнь, также с развитием капитализма.
Что касается Т. Парсонса, то он утверждал, что брак, прежде всего основывается на половых и ролевых функциях. При этом муж чаще выполняет инструментальные роли, которые отличаются принятием ответственности за налаживание социальных контактов и материальное обеспечение семьи.
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий определенным статусом.
Жене отводятся экспрессивные функции, которые предполагают ответственность за поддерживание благоприятного эмоционального климата в доме, заботу о всех членах семьи.
Однако на практике данные роли могут подменять друг друга. Например, жена берет на себя инструментальные роли мужа, даже находясь в законном браке.
Дюркгейм, напротив, стремился развивать идею супружеской солидарности. Он говорил, что мужчина и женщина являются единым целым, что и становится причиной их взаимного влечения. Степень супружеской солидарности при этом зависит от общества, специфики времени. Например, несколько ранее дифференциация полов фактически отсутствовала, союз мужчины и женщины не имел обязательств и их солидарность была нулевой.
Идею брака по Дюркгейму признают достаточно логичной, поскольку она содержит в себе суть прогресса разделения полового труда, но при этом непременный прогресс супружеской солидарности можно поставить под сомнение.
Брак на микроуровне (Э. Берджесс, Дж. Хоманс)
Микросоциологические подходы изучают брак с точки зрения межличностных взаимодействий, обмена ролями. Основными направлениями на данном уровне являются символический интеракционизм и теория социального обмена.
Символический интеракционизм – это направление в социологии, преимущественно в американской, а также культурологии и социальной психологии, изучающее «символические связи» как один из аспектов социального взаимодействия, то есть общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов, культурных символов и сексуальных предпочтений.
В рамках данного направления трудились Э. Берджесс, Дж. Хоманс. Особенностью этого направления можно назвать тот факт, что люди, в том числе и брачные партнеры интерпретируют действия друг друга, а не только реагируют на них. Важным становится то значение, которое человек придает действиям другого человека.
У. Томас говорит о том, что люди определяют ситуации, как реальные по тем последствиям, которые они несут. Если жена подозревает мужа в измене, то «реальность» образуется из тех действий, которые она предпримет по отношению к нему. Ее намерения будут, так или иначе провоцировать ссоры.
Теория символического интеракционизма тесно связана с теорией ролей. При этом колоссальное значение имеет понятие идентичности или субъективного принятия роли. Например, роль жены часто идентифицируют с ролью «полового партнера», «уборщицы», а мужа с ролью «добытчика» и пр.
Э. Берджесс предложил оригинальное определение брака, которое описывало его как объединение взаимодействующих личностей. Он утверждал, что поведение одного из супругов меняет образцы взаимодействия другого супруга.
Считается, что такая идея легко применяется к современной жизни. Например, союз супругов со схожим социальным статусом считается более долговечным. При этом качество исполнения социальной роли также имеет высокую степень значимости.
Социальный статус – это социальное положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества.
Чем больше зоны ожиданий супругов совпадают друг с другом, тем больше степень их взаимопонимания и удовлетворенности брачным союзом. Такую тенденцию можно подтвердить наличием брачных дестабилизаторов или несовпадением желанием супругов с реальностью.
Еще одним микросоциологическим направлением можно назвать теорию социального обмена Дж. Хоманса. Брак в рамках данной теории является объединением людей для обмена ресурсами, совместного производства и потребления. В связи с этим в основе выбора лежит оценивание качеств будущего партнера с точки зрения большей выгоды при меньших затратах. Поэтому ценность будущего супруга оценивают при учете внешности, уровня дохода, ценности, убеждений и других личностных характеристик.