Основные этапы развития социологического знания
Истоки зарождения социологии, как науки находят отражение в рассуждениях мудрецов и ученых, живших в прошлых столетиях до нашей эры. Научные основы были заложены в фундамент социологии в античное время.
Первым серьезным трудом в «общей социологии» принято считать диалог «Государство», написанный древнегреческим философом Платоном (428 г. или 427г. до н. э., Афины - 348 г. или 347 г. до н. э.). В данной работе мыслитель разрабатывает основы первой в мире теории социальной стратификации, в рамках которой общество состоит из трех классов:
- Высший - философы-правители;
- Средний – воины, охраняющие государство от врагов;
- Низший - торговцы и крестьяне.
По мнению Платона, общество, построенное по данной схеме, является самым стабильным. Собственный вариант теории стратификации был разработан Аристотелем (384 г. до н. э. - 322 г. до н. э.). В его представлениях основой порядка являлся средний класс.
В целом, античные мыслители изучали человека и общество теоретически. Данный факт отразился в образцах логико-понятийного, эмпирико-научного и историко-политического анализа исследования социальных проблем античного мира.
Исторические данные, дошедшие до современности свидетельствуют о первых попытках проведения эмпирических социологических исследований у древневосточных народов: китайцев, индусов, евреев, египтян и других. Так, в Библии мы встречаем упоминания о первых народоисчислениях у древних евреев.
Новым этапом в развитии социальной мысли является эпоха Средневековья (XV-XVI вв.), в период которой, учеными были подняты проблемы человеческих взаимоотношений в обществе. Яркими представителями данной эпохи являются Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень и другие. Модель общества в их представлениях напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. В данном обществе роль человека не имела важного значения.
Представители Нового времени активно занимались разработкой теории общественного договора, ставшей впоследствии основой учения о гражданском обществе. К представителям данной эпохи относятся Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.-Руссо и др.
Позднее, представители эпохи Просвещения такие как К. Гельвеций, Д. Дидро и другие начинают выделять человека как независимого субъекта, обладающего собственной волей. Однако, все исследования в этой области оказываются незначительными и несистематичными.
Первые предпосылки формирования социологии, как науки получили свое отражение в теории позитивизма. Теория позитивизма (от лат. positivus - положительный) является первым направлением, появившимся в социологии XIX в. Роль позитивизма заключалась в построении новой системы знаний об обществе, основой которых является инструментарий естественных наук. На начальных этапах своего становления позитивизм противопоставлялся чрезмерному теоретизированию и окончательное формирование получил в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию «позитивной» социальной теории, соответствующей всем ключевым параметрам естественной науки.
Основная задача социологии согласно позитивизму заключается в изучении социальных явлений с применением эмпирических и аналитических методов. Только при выполнении данного условия она бы обладала «позитивными» чертами, т.е. способностью результативно решать проблемы общества. Родоначальник позитивизма французский философ Огюст Конт (19 января 1798, Монпелье - 5 сентября 1857, Париж) и все его ученые-единомышленники полагали, что знания об обществе должны быть такими же строгими и точными, обоснованными и достоверными, реальными и полезными, как знание о природе, получаемое из естественных наук.
Научное признание социология получила в период окончательной разработки и формулировки своих основных научных концепций. Фактическое «открытие» социологии, как науки произошло благодаря четырем выдающимся мыслителям в период с середины XIX и до начала XX в. К ним относятся немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.
Развитие социологического знания в России
Социологическое знание в России развивалось как интегральная составляющая европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали значительное влияние на ее становление как автономной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ.
Период с конца 20-х годов до 60-х годов прошлого столетия оказался кризисным для социологии. Причиной кризиса послужило изгнание в 1922 г. выдающихся ученых из России, в том числе и Питирима Сорокина, которому принадлежит учение о социокультурной динамике. Изгнание ученых привело к снижению уровня философии и социологии как научных дисциплин. Истинной наукой о жизни общества и законах его существования и развития во времена советской власти являлся исторический материализм, созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Первые шаги по возрождению социологии в России были сделаны в 60-е годы 20 столетия. Масштабы социологических исследований в стране расширились благодаря таким ученым, как Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и другим. Особое внимание в их исследованиях уделялось социальной структуре общества, социальным проблемам труда, институту образования и институту семьи. Окончательное возрождение российской социологии как науки произошло в конце 80-х – начале 90-х годов. К концу 1998 года в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, занимающихся социологическими исследованиями и подготовкой профессиональных кадров в области социологии и социальной сферы.