Лидерство и руководство в системе социального управления
Переход на новые формы хозяйственной деятельности в 90 годы ХХ века привел к на рынке труда к росту спроса на субъектов управления — лидеров, взаимодействующих с учетом принципов социального партнерства.
Лидер — это всегда ведущий, шагающий впереди; это человек, имеющий высокий личный статус, под сильным влиянием которого находятся окружающие, члены коллектива. Он выполняет функции, сходные с функционалом руководителя. Между понятиями лидерства и руководства есть отличия. Лидерство в значительной степени основано на неформальных началах. Если руководителя, как правило, назначают официально, то лидера обычно выдвигают спонтанно. Если руководитель официально наделяется определенными правами и обязанностями то этого, как правило, не происходит с лидером. Руководство более стабильно, менее зависит от перепадов мнений и настроений членов группы, по сравнению с лидерством. У руководителя есть административные рычаги управления (например, поощрение и наказание и т.п.), у лидера - неформальные (сила личного обаяния, авторитета и т. д.).
Руководитель достигает лидерства, если получает высокий авторитет, если люди уважительно относятся к нему и его личным качествам и результатам деятельности. Лидер может стать руководителем, руководитель же - лидером не всегда, если у него нет необходимых качеств.
По способу выдвижения лидерство может быть как формальным, так и неформальным. В первом случае он наделяется официальным статусом руководителя. Неформальный лидер может возникнуть и стать признанным в своем коллективе при обладании ярко выраженными индивидуальными психологическими и иными качествами, соответствии социальным, политическим и иным предпочтениям людей.
Подходы к лидерству
Есть два подхода в изучении лидерства: во-первых, исследование лидерских качеств самих по себе, а во-вторых — исследование ситуаций, в которых действует лидер.
Исследователи обычно пишут о следующих основных группах лидерских качеств:
- управлении вниманием, или способности так представить содержание результата или финала, целей или направлений движений (действий), чтобы это выглядело привлекательным для его последователей;
- управлении значением, или способности так передать созданный образ, идею или видение, чтобы они стали понятными и принятыми последователями;
- управлении доверием, или способностью к построению своей деятельности с такой степенью постоянства и последовательности, чтобы стало возможным получение полного доверия подчиненных;
- управлении собой, или способностью к хорошему знанию и своевременному признанию своих сильных и слабых сторон, чтобы с целью усиления своих слабых сторон умело осуществлять привлечение других ресурсов, включая ресурсы других индивидов.
Других лидерские качества состоят из физиологических, психологических, или эмоциональных, умственных и личностно-деловых.
В ситуационном подходе к лидерству его эффективность объясняется с помощью различных ситуационных переменных. Для эффективного лидера требуется достаточная гибкость, чтобы было возможно адаптироваться тем или иным ситуациям.
«Синтетический» подход к лидерству распространился, в основном, в отечественной социологической и психологической науках. В социологическом анализе лидерства за основу берется выявление содержания и характера деятельности лидера и стиля, который им используется.
В соответствии с этим выделяются следующие типы лидеров, по содержанию деятельности они подразделяются на:
- «лидеров-вдохновителей», которые предлагают программу поведения;
- «лидеров-исполнителей», организаторов выполнения программ;
- «лидеров-универсалов», объединяющих качества как первой, так и второй группы.