Группы иерархических подсистем в социологии управления
Социология управления занимается тем, что исследует социальные механизмы и способы управленческого влияния на социум, его отдельные подразделы (политическую, социальную, духовную, экономическую), социальные организации и группы, на поведение и сознание людей. Её развитие носит постоянный характер, что способствует формированию её структуры, системы ценностей, понятийно-категориального аппарата.
Социология управления представляет собой субъект, который реализует себя и в форме индивидуального субъекта и в форме социального макросубъекта.
Т. Парсонс в своем труде «Общетеоретические проблемы социологии» описал, что общей системе управления присуще такое деление на группы иерархических подсистем по принципу принадлежности людей к разнообразным уровням иерархии:
- Первая группа - подсистема управления, которая производит определенную продукцию, необходимую для других звеньев общества и для социума в целом. Она представляет собой «первичный» или «технический» уровень. По мнению Т. Парсонса данный уровень является конечным, это элементарный объект по своей сути, для которого управленческие функции совершенно не характерны.
- Вторая группа – состоит из людей, которые заняты в распределении и производстве. Она формирует уровень «организации бизнеса», или по определению Т. Парсонса – «менеджериальную ступень», к которой относятся управляющие и менеджеры, промышляющие в сферах организации производства, сбыта товаров, заготовки материалов, набора кадров и так далее. Данный уровень, по убеждению Т. Парсонса, действует не от своего имени, а руководит по уполномочию какого-либо из более высоких уровней.
- Третья группа – это «институциональная ступень» управления, задача которой, исходя из мыслей, изложенных Т. Парсонсом, в том, чтобы вырабатывать правила для менеджериального уровня. В институционный уровень входят советы директоров или члены правления монополистских объединений.
- Четвертая группа – в неё входят люди, которые заняты в правительственных органах и определяют государственную политику. По мнению Т. Парсонса, они являют собой высшую «социетальную ступень» управления, олицетворяющую в итоге целостность социальной системы.
Объект управления, в большинстве случаев, вбирает в себя все формы ресурсов: финансовые, недра, материально-технические, кадровые. Следовательно, явно представлены три основных элемента: субъект управления, объект управления и налаженная система взаимосвязей между ними и социальной средой.
Структурирование гражданского общества
Ввиду того, что система государственного управления направлена к цели утоления общественных нужд, то гражданскому обществу необходимо принимать участие в руководстве данным процессом, посредством деятельности политических партий, новых общественных институтов, социальных объединений.
Структурированное гражданское общество представляет собой общество, которому, на постоянной основе, присущи следующие составляющие:
- предвидение в политической сфере;
- экономика знаний;
- юридическая обеспеченность внешнего и внутреннего суверенитета;
- наука междисциплинарной категории;
- образование, в качестве важного объекта инвестиций;
- семья, занимающаяся созданием ядра социализации личности;
- искусство, как фактор развития культуры нации;
- социоиновационное руководство, исходящее, в первую очередь, от высококвалифицированных инженерных кадров.
Социоиновационное руководство
К принципам социоиновационного управления относятся правила, нормы поведения и главные положения, на основании которых органы управления муниципального, регионального и федерального уровней должны строить свою политику руководства, учитывая при этом социально-экономические условия, которые сложились на данном этапе развития социума. Данные принципы управления необходимо базировать на вразумительных для социума законах, которые также способствуют его развитию.
К числу основных руководящих мер с социоиновационными элементами, можно отнести:
- благоприятствование формированию производств с высокотехнологичными характеристиками (с повышенным уровнем требований по вопросам корпоративной социальной ответственности и энергоэффективности), включая сюда также создание системы трансфера технологий энергосбережения с ориентацией на социальную сферу;
- создание и дальнейшее оказание поддержки элементам социоиновационной инфраструктуры (особенных экономических зон, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров энергопотребления и трансфера технологий, а также центров развития дизайна и субконтрактации) в тех городах, которые имеют развитую систему промышленных и научно технических организаций и предприятий с высоким уровнем научно-технического потенциала;
- создание необходимых условий осуществления исследований в сфере современных научно-технических направлений, к которым относятся, к примеру: создание новых материалов для нужд энергетики, разработка технологий информационной сферы, использующихся для гарантирования надежного функционирования объектов энергетике и так далее;
- модернизация законодательной базы, цель которой – стимулировать инновационную деятельность производственных и научно-технических предприятий и организаций, привлечь инвестиции в сферу инноваций и науки, ввести инновации в энергетическую сферу в минимальные сроки.
Существование общества сильно зависит от определенной системы динамичной саморегуляции. Сама же эта система характеризуется тем, что поддерживает положение главных факторов общественной среды.
Любое отклонение от нормы в обществе приводит к определенной социальной реакции. Именно в данной обратной связи и заключается активное социальное равновесие.
Естественное, безопасное состояние социума является зависимым от данной системы динамичной саморегуляции, которая поддерживает постоянство всего комплекса факторов общественной среды.