Теоретический подход к понятию социальных гарантий
Понятие «социально-экономических гарантий» в современном понимании возникло в Германии под влиянием модели социального рыночного хозяйства В.Ойкена и целостной концепции социальной рыночной экономики А.Мюллер-Армака, А.Рюстова, В.Репке и Л.Эрхарда. Они считали, что для достижения социального выравнивания необходимо обеспечить справедливость возможностей и жизнь достойна человека.
Одним из регулирующих принципов, по мнению В.Ойкена, с помощью которых государственные институты могут влиять на итоги и условия хозяйственных процессов, является социальная политика, направленная на обеспечение минимальных социальных гарантий (минимальной заработной платы, регулирования рабочего времени, регламентация труда женщин и детей).
Современный подход к исследованию социальных гарантий
Среди современных исследователей теории минимальных социальных гарантий можно отметить С.Раунтри. Он является автором модели «абсолютной» бедности, в рамках которой разработал критерии определения уровня бедности, основанных на пищевых потребностях и минимальном доходе, необходимом для приобретения основных товаров. на этой основе он говорит о «черту бедности».
Целесообразно с точки зрения понятийной определенности различать понятия «Социально-экономические гарантии», «минимальные социальные гарантии» и «минимальные социально-экономические гарантии ». В контексте анализа нужно определить разницу между двумя последними понятиями:
- Минимальные социальные гарантии могут включать такие гарантии, как, например, минимальный уровень образования, минимальный срок отдыха для работающего населения, минимальный возраст выхода на пенсию для различных категорий граждан.
- Минимальные социально-экономические гарантии является понятием более узким, чем предыдущее, и включают только минимально гарантированный государством уровень дохода для различных социальных групп.
Классификация социальных гарантий целесообразно, учитывая поставленную проблему, рассматривать в их системной взаимосвязи с категориями: «льготы», «бесплатные услуги», «компенсации» и «привилегии».
Вообще, право граждан на достаточный жизненный уровень закреплено в конституции Российской Федерации.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Итак, социальные гарантии, имели длительный путь развития, естественно вошли в общую экономической системы государства.
- Государственные социальные стандарты и нормативы в России применяются с учетом возможностей государства и воплощенного в международных правовых актах мирового опыта социальной политики для поддержания достойного уровня жизни населения.
- ПМ устанавливает механизм социальной защиты малообеспеченного населения, поскольку на его основе утверждаются все государственные социальные гарантии, поэтому он является одним из важнейших стандартов в системе обеспечения благосостояния населения страны.
- Не следует допускать снижения минимальной заработной платы .
- Стратегической целью государственной политики доходов должно быть доведение минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни и усовершенствования системы социальной помощи и выплат, механизмов защиты денежных доходов населения от инфляции. В перспективе желательно отказаться от показателя «уровень обеспечения прожиточного минимума».
Дальнейших исследований требует вопрос оптимизации политики доходов и повышение уровня жизни населения.