История развития социальной оттветственности
Социализация бизнеса выступает объективной закономерностью трансформационного общества. Она непосредственно связана с современными тенденциями развития НТП и ростом требований к процессу и результатам производства, а также с системными преобразованиями отношений собственности, с либерализацией экономических отношений, процессами формирования системы социальной защиты, с социальными функциями органов государственного управления. На социальную роль бизнеса сегодня возлагаются большие надежды.
В 70-х гг. ХХ в. социальная ответственность корпорации уже начала рассматриваться как вклад компании в пользу общества на основе ее производственной деятельности, социальных инвестиций, филантропии и с учетом приоритетов государственной социальной политики.
Программы социальной ответственности бизнеса
Как подчеркивают ученые, крупные компании становятся новым центром власти, от которого общество ожидает такого выполнения социальных функций, которое можно было бы сравнить с объемом его ресурсов. Среди наиболее часто упоминаемых преимуществ внедрения программ социальной ответственности бизнеса (СОБ) для имиджа предприятия называют:
- Улучшение эффективности процессов производства, обусловленное необходимостью находить, например, скрытые рычаги изобретение способов уменьшение выбросов в атмосферу или приспособления производства к технологических, санитарных, экологических стандартов;
- Повышение мотивации и производительности работников, поскольку все работники компании одновременно являются гражданами, потребителями, родителями и жителями определенного города, забота об обществе, об обществе транслироваться в заботу о работниках.
- Психологические факторы мотивации, забота о работниках вращаются формированием стабильного социально-психологического климата в организации, способствует эффективности труда;
- Повышение деловой и публичной репутации компании уменьшает риски от возможной потери рынков, улучшает доступ к новым рынкам благодаря лучшей репутации компаний.
Улучшение корпоративного управления помогает улучшить доступ к капиталам, повысить доходы и обеспечить рост производительности работы компании. Инвестиции в экологически безопасные технологии в перспективе возвращаются из-за роста доходов.
Понятие "этика бизнеса"
В последнее время в мире получило распространение так называемое "этическое инвестирования ". Оно предусматривает, что выбор партнеров для сотрудничества в значительной степени обусловлен этическими мотивами. Например:
- инвестор не связывает свою деятельность с компаниями, которые характеризуются недобросовестной деловой практикой, наносят ущерб обществу, предлагая некачественную или социально вредное продукции;
- негативно влияют на окружающую среду, действуют на нежелательных территориях;
- занимаются деятельностью сомнительной с моральной точки зрения, если, например, сотрудничают с диктаторскими правительствами, проводят опыты на животных, противодействуют профсоюзам, эксплуатирующих несовершенство законодательства стран, развивающихся странах.
С другой стороны, они могут принципиально выбирать в партнеры компании, которые решают общественные проблемы и прямо или косвенно приносят пользу обществу, разрабатывают этические стратегии бизнеса.