Религию как социальный институт можно определить как систему признанных обществом верований и соответствующих культовых практик, ориентированных на сферу сакрального, сверхъестественного.
Анимизм как зачаточная форма религии
Религиозные представления были характерны для человечества с древнейших времен. Исторически религия возникает в тот момент, когда человек стал способен к представлению существования сверхъестественных существ, среди которых изначально существовал в первичных представлениях дух. Предки современных людей не были способны к объяснению очевидной противоречивости двойственного феномена, который связан со сновидениями, когда человек в состоянии сна, он недвижим, а его двойник может свободно перемещаться в пространстве.
Этот «другой Я» и есть мой дух. И смерть является ничем иным, как разделением двух существ:
- телесного, физического, смертного
- и другого - внетелесного, бесконечного и бессмертного духа (души).
В воображении первобытного человека весь мир был населен бесконечным сонмом могущественных духов, которые представлялись как загадочные и невидимые.
Сакральное и профанное в религиозном мировоззрении
Религия является общемировым социальным институтом, состоящим из многих тысяч форм и видов религиозных верований. Тем не менее одной принципиальной чертой они похожи друг на друга: выделением и различением сакрального и профанного. То, что свято, способно внушать ужас, а также почтение и глубокое уважение. Оно имеет необычные, сверхъестественные и подчас опасные качества, и поэтому общением с ними возможно только с помощью особых ритуалов (молитв, заклинаний, ритуальных очищений). К священных объектам можно отнести Бога, короля, солнце, луну, скалу, дерево или какой-либо символ, например, крест.
Противоположным святому является то, что ординарно, что не входит в мир сверхъестественного. Но нечто становится сакральным или остается ординарным только, если в качестве такового оно получает определенное социальное определение, которое подобному объекту приписывается сообществом верующих.
Важнейшая социальная функция религии в истории заключается в поддержании целостности определенной социальной системы.
Интегративная функция религии в обществе
Изучение простейших форм религии на примере тотемизма у австралийских аборигенов, Дюркгеймом было замечено, что тотемом может служить любой ординарный предмет, растение, или даже животное, либо представляющие их символы, становящиеся священными. В центре организации каждого клана - его тотем и его имя. Тотем является не только священным, но и символом самого клана как социума. Отсюда следует вывод: при поклонении чему-то священному, люди, на деле, поклоняются ни чему иному, как социуму. Божественное является ни чем иным, как трансформированным и символически осознанным обществом. Так, в феодальную эпоху земная структура, представляющая иерархию феодального общества и государства проецировалась на небесную иерархию, создавая ее по земному образцу.
Совместное участие в богослужениях вело к эмоциональному ощущению вдохновения, экстаза, который не мог быть достигнут в одиночку. Разделяемые членами одно общества религиозные верования вырастали из него самого и содействовали социальной солидарности, то есть его сплоченности. Ритуалы объединяли людей и способствовали передаче от поколений к поколениям ценностей и норм, а также запретов (табу), нарушение которых вело к покаянию и очищению. Ритуалы поддерживали и утешали людей в ситуациях горя, особенно в связи со смертью близких.
Каждое общество, таким образом, на каждой стадии своего развития, нуждается либо в религии, либо в системе таких верований, которыми бы обеспечивалось выполнение тех же социальных функций.