Проблема определения религии
Проблема определения религии – одна из основных проблем социологии религии. Образ религии определяется целями, которые она преследует, а также возможностями применяемых методов исследования.
Проблема определения религии является составной частью проблемы разработки задач социологического изучения и методологических оснований. Решение задач сталкивается с трудностями методологического порядка.
Если религия – это «социальный факт», социальное действие, то необходимо выделить ее отличительные особенности и признаки. Однако общего свойства, характеризующего природу религии, свойственную всем религиям, не существует.
Поиски путей определения религии происходят в двух направлениях:
- субстациональное, или содержательное направление – ориентировано на основное свойство религии, которое отличает ее от других явлений (религия – вера в духовные существа, определенный объект);
- функциональное направление – определяет религию исходя из вопроса ее функционирования.
Определение религии Дюркгейма
Дюркгейм предложил рассматривать содержательное определение религии в качестве социального феномена, выражение социальной жизни человека. Сущность религии заключена в делении жизни на мирскую и сакральную: человек, участвуя в ритуале, ощущает причастность к «высшему», вступает в общение со «священным», приобщается к чему-то отличному от реальной повседневной жизни.
Религия – это не любой опыт «священного». Дюркгейм разграничивает понятия религия и магия.
Для религии характерны следующие проявления:
- это коллективная деятельность с вовлечением социальных групп;
- отображает зависимость индивида от общества;
- связь со «священным» является коллективным феноменом;
- социальная жизнь по своему характеру религиозна.
Функциональный анализ религии Вебера
Функциональный анализ пытается объяснить природу феномена религии, обращаясь к анализу его действий, проявлений.
Вебер считал, что любое понятие может быть только результатом эмпирического исследования, и выражает не столько «сущность» религии, сколько обозначает границы тех явлений, которые необходимо исследовать.
К религии Вебер относит деятельность, формирующую основополагающую мысль, руководящую мысль, на основе которой сообществ или группа индивидов организует свою жизнь.
Под религией можно понимать совокупность символических форм и действий, которые сопоставляют индивида с конечными условиями его существования: рождением, жизненными событиями, бесконечностью универсума, смертью.
Наиболее значительной отличительной чертой функционального направления в определении религии является способность направлять действия человека, определять их общие ориентиры среди возможных вариантов, которые допускаются условиями человеческого существования. Религия отождествляется с основным содержанием культуры. Рассматриваемые ею проблемы являются базовыми, возникающими перед любым обществом, независимо от уровня развития науки и техники, от общественного строя.
Вебер не стремился дать четкого определения религии, так как считал, что любое понятие условно и не способно в полной мере отобразить явление. Задачу социологии религии он видел в исследовании смысловой основы деятельности человека, однако, при этом не отождествлял полностью эти основы с религиозными понятиями.
Вебер считал, что общие культурные ориентации общества не попадают под определение «религиозные». Если определить религию как систему действий и верований, направленных на решение проблем своей жизнедеятельности, то под это определение можно подвести веру в науку, нацию и т.д., так называемую секулярную веру.
С позиций функционализма все люди религиозны, различие в том, какому богу они поклоняются.
Если верования и убеждения включены в социальное взаимодействие, являются достоянием группы, то любые убеждения, рассматривающие фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Религия выполняет в обществе интегративную функцию, она представляет социальный феномен.
Проблема «религия и общество»
В современном мире религию рассматривают как социологическое явление, включающее личностный, культурный и социальный аспекты. Религия рассматривается в ее структурно-функциональных связях с социумом, личностью, культурой, исходя из методологических позиций.
На разных этапах развития общества степень связи его с религией, ее характер были различны. Специфическим, самостоятельным феноменом, отличным от философии, искусства, морали, науки и права, религия стала на достаточно поздних этапах человеческой истории.
Общество – это совокупность различных социальных взаимоотношений между группами и их членами.
Проблема «религия и общество» рассматривает следующие вопросы:
- анализ взаимоотношений религии и других форм деятельности: политикой, экономикой, семьей, культурой и т.д.; любое из этих отношений с ходом истории меняется, его необходимо изучать с учетом различных аспектов;
- типы организации религии;
- социальная обусловленность религии;
- взаимосвязь между социальными слоями и определенными системами веры;
- религиозные интересы и идеи, религиозная мотивация поведения личности;
- социальная психология мировых религий.
Религия, выступая социальным феноменом и человеческим действием, входит в понятие «культура». Она – звено социально-культурных связей, деятельность которого позволяет уяснить формы жизнедеятельности общества.
Религия проявляется как критерий легитимации определенных форм деятельности, нормативного порядка.
Религия, с одной стороны, способствует поддержанию стабильности общества, с другой – стимулирует его изменения. В основе всех этих проявлений лежит функция смыслополагания религии.
Религиозное миропонимание указывает на значение тех или иных событий в жизни человека, ведущих к конечным устремлениям и целям. Это становится возможным, если религия психологически воздействует на индивида, способствует поддержанию коллективной идентичности. Функционализм указывает, что прочная общественная стабильность и интеграция возможны только при функционировании системы идей, духовно-культурных факторов. Религия действует как универсальный фактор, так как общество изначально представляется как культурно-духовное целое, которое не может функционировать иначе.
Однако история показывает, что принуждение и насилие часто оказывают влияние на поддержание стабильности не меньше, чем факторы духовно-культурного порядка.
В современном обществе проводником всеобщих ценностей все больше выступают правовые институты. Религия является не столько фактором интеграции, сколько фактором дезинтеграции общества. Религия может выступать дисфункциональной.