Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы социологии религии

Проблема определения религии

Проблема определения религии – одна из основных проблем социологии религии. Образ религии определяется целями, которые она преследует, а также возможностями применяемых методов исследования.

Проблема определения религии является составной частью проблемы разработки задач социологического изучения и методологических оснований. Решение задач сталкивается с трудностями методологического порядка.

Если религия – это «социальный факт», социальное действие, то необходимо выделить ее отличительные особенности и признаки. Однако общего свойства, характеризующего природу религии, свойственную всем религиям, не существует.

Поиски путей определения религии происходят в двух направлениях:

  • субстациональное, или содержательное направление – ориентировано на основное свойство религии, которое отличает ее от других явлений (религия – вера в духовные существа, определенный объект);
  • функциональное направление – определяет религию исходя из вопроса ее функционирования.

Определение религии Дюркгейма

Дюркгейм предложил рассматривать содержательное определение религии в качестве социального феномена, выражение социальной жизни человека. Сущность религии заключена в делении жизни на мирскую и сакральную: человек, участвуя в ритуале, ощущает причастность к «высшему», вступает в общение со «священным», приобщается к чему-то отличному от реальной повседневной жизни.

Религия – это не любой опыт «священного». Дюркгейм разграничивает понятия религия и магия.

Для религии характерны следующие проявления:

  • это коллективная деятельность с вовлечением социальных групп;
  • отображает зависимость индивида от общества;
  • связь со «священным» является коллективным феноменом;
  • социальная жизнь по своему характеру религиозна.

Функциональный анализ религии Вебера

Функциональный анализ пытается объяснить природу феномена религии, обращаясь к анализу его действий, проявлений.

Вебер считал, что любое понятие может быть только результатом эмпирического исследования, и выражает не столько «сущность» религии, сколько обозначает границы тех явлений, которые необходимо исследовать.

«Проблемы социологии религии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К религии Вебер относит деятельность, формирующую основополагающую мысль, руководящую мысль, на основе которой сообществ или группа индивидов организует свою жизнь.

Под религией можно понимать совокупность символических форм и действий, которые сопоставляют индивида с конечными условиями его существования: рождением, жизненными событиями, бесконечностью универсума, смертью.

Замечание 1

Наиболее значительной отличительной чертой функционального направления в определении религии является способность направлять действия человека, определять их общие ориентиры среди возможных вариантов, которые допускаются условиями человеческого существования. Религия отождествляется с основным содержанием культуры. Рассматриваемые ею проблемы являются базовыми, возникающими перед любым обществом, независимо от уровня развития науки и техники, от общественного строя.

Вебер не стремился дать четкого определения религии, так как считал, что любое понятие условно и не способно в полной мере отобразить явление. Задачу социологии религии он видел в исследовании смысловой основы деятельности человека, однако, при этом не отождествлял полностью эти основы с религиозными понятиями.

Вебер считал, что общие культурные ориентации общества не попадают под определение «религиозные». Если определить религию как систему действий и верований, направленных на решение проблем своей жизнедеятельности, то под это определение можно подвести веру в науку, нацию и т.д., так называемую секулярную веру.

С позиций функционализма все люди религиозны, различие в том, какому богу они поклоняются.

Если верования и убеждения включены в социальное взаимодействие, являются достоянием группы, то любые убеждения, рассматривающие фундаментальные вопросы человеческой жизни, могут быть названы религией. Религия выполняет в обществе интегративную функцию, она представляет социальный феномен.

Проблема «религия и общество»

В современном мире религию рассматривают как социологическое явление, включающее личностный, культурный и социальный аспекты. Религия рассматривается в ее структурно-функциональных связях с социумом, личностью, культурой, исходя из методологических позиций.

На разных этапах развития общества степень связи его с религией, ее характер были различны. Специфическим, самостоятельным феноменом, отличным от философии, искусства, морали, науки и права, религия стала на достаточно поздних этапах человеческой истории.

Общество – это совокупность различных социальных взаимоотношений между группами и их членами.

Проблема «религия и общество» рассматривает следующие вопросы:

  • анализ взаимоотношений религии и других форм деятельности: политикой, экономикой, семьей, культурой и т.д.; любое из этих отношений с ходом истории меняется, его необходимо изучать с учетом различных аспектов;
  • типы организации религии;
  • социальная обусловленность религии;
  • взаимосвязь между социальными слоями и определенными системами веры;
  • религиозные интересы и идеи, религиозная мотивация поведения личности;
  • социальная психология мировых религий.

Религия, выступая социальным феноменом и человеческим действием, входит в понятие «культура». Она – звено социально-культурных связей, деятельность которого позволяет уяснить формы жизнедеятельности общества.

Религия проявляется как критерий легитимации определенных форм деятельности, нормативного порядка.

Религия, с одной стороны, способствует поддержанию стабильности общества, с другой – стимулирует его изменения. В основе всех этих проявлений лежит функция смыслополагания религии.

Замечание 2

Религиозное миропонимание указывает на значение тех или иных событий в жизни человека, ведущих к конечным устремлениям и целям. Это становится возможным, если религия психологически воздействует на индивида, способствует поддержанию коллективной идентичности. Функционализм указывает, что прочная общественная стабильность и интеграция возможны только при функционировании системы идей, духовно-культурных факторов. Религия действует как универсальный фактор, так как общество изначально представляется как культурно-духовное целое, которое не может функционировать иначе.

Однако история показывает, что принуждение и насилие часто оказывают влияние на поддержание стабильности не меньше, чем факторы духовно-культурного порядка.

В современном обществе проводником всеобщих ценностей все больше выступают правовые институты. Религия является не столько фактором интеграции, сколько фактором дезинтеграции общества. Религия может выступать дисфункциональной.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot