Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития социологии религии

Истоки социологии религии

Критический по отношению к любым религиозным проявлениям характер социально-философской мысли XVII-XVIII вв. (откуда и зародилась в дальнейшем социология религии) был во многом определен опытом вызванных Реформацией религиозных разногласий католиков с протестантами, вылившихся в опустошившие Европу религиозные войны. В социальной философии того времени обосновывалась автономия светских институтов общества, заново определялось место религии и церкви в социуме.

Рассмотрение религии О. Контом

Возникновение социологии религии во многом связано с теми процессами в европейском обществе, которые начались в XVII-XVIII вв. в эпоху Просвещения и антифеодальными буржуазными революциям. Это дало пробудиться интересу к вопросам, связанным с социальной обусловленностью религии и ее ролью в обществе.

Замечание 1

Одну из первых серьезных попыток их решения предпринял О. Конт(1798-1857), основоположник социологической науки. Перед ним встал вопрос об основаниях социального порядка и в том числе вопрос о роли религии в обществе. Ответ на данный вопрос был им дан в «законе трех стадий истории».

На первой стадии - религиозной, стадии «теологического состояния» в человеческом сознании преобладают бездоказательные выдумки, фикции, субъективный произвол. На второй - философской, стадии «метафизического состояния» доминируют абстрактные спекулятивные умозрительные построения, принимаемые за саму реальность. На третьей стадии - позитивной с помощью эмпирической науки достигается точное знание о существующем положении вещей. Каждое «состояние умов» образует основу всей социальной жизни.

Теологическим состоянием, т.е. верой в бога или богов, обусловливаются военно-авторитарные режимы, так как благодаря ему гармонизируются противоречивые интересы, и создается значительное препятствие для распада социальной системы, что способствует поддержание порядка в обществе.

«История развития социологии религии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Религия в марксистской социологии

К. Марксом (1818-1883) религия рассматривалась также в ее взаимосвязях с обществом, но согласно его трактовке это не было взаимодействием двух автономно существующих явлений. Маркс наглядно показал социальность феномена религии, определив ее место в системе общественных связей, отношений и многообразных социальных структур. Идеи о сверхъестественном, нуминозном зарождаются, по Марксу, именно в рамках структур общественной жизни, а не на небесах.

Понимать религию как социальный феномен означает также осознание выполнения ею вполне реальных функций в обществе, соответствующих удовлетворению определенных потребностей. Религия, будучи социальным феноменом, является объективным фактором, который внешне и принудительно воздействует на людей, как и остальные общественные институты. Марксом были заложены, таким образом, основы получившего в дальнейшем развитие впоследствии функционального подхода к исследованию религии.

Религия, согласно воззрениям Маркса, порождается общественно-экономическими отношениями, выступая надстройкой над порождающим ее экономическим базисом. Ее функция для общества состоит в определенной образной интерпретации существующих отношений, а не в их продуцировании. Религия есть исторически первая форма идеологии, а значит, она обеспечивает легитимность существующих порядков, а в некоторых случаях критикует новые формы социальных структур.

Социология об интегративном значении религии

Во второй половине XIX века в социологической науке находит отражение позитивная роль религии для общества, состоящая в ее интегративном значении. Так, по мнению Э. Дюркгейма, религия способствует поддержанию общественной солидарности, то есть целостности общества.

Наряду с Дюркгеймом значительный вклад в социологию религии были сделан немецким ученым М. Вебером (1864-1920). Им было исследовано место и значение религии в трансформирующемся обществе, а также то, как религии влияет на экономику, политические системы, семью и другие общественные институты.

Замечание 2

В работах названных авторов определилось все последующее развитие социологии религии, ее основные направления, проблематика и методология. К рубежу XIX - XX веков социология религии сложилась в качестве самостоятельной дисциплины.

Дата последнего обновления статьи: 08.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot