Социология образования как отрасль социологической науки
Образование – это сложный процесс, который направлен на усвоение систематизированных знаний, приобретение новых умений и навыков, необходимых человеку в его жизни и трудовой деятельности.
Различные науки изучают образование под своим, уникальным углом зрения. Социология также не осталась в стороне, и примерно с начала 20 века в научном знании используется понятие «социология образования».
Стоит отметить, что социология представляет собой достаточно целостную систему знаний, которая состоит из трех уровней: общесоциологического, специального и эмпирического. На базе общесоциологических теорий образуются специальные социологические теории среднего уровня, и именно к ним относится социология образования.
Социология образования – это отрасль социологической науки, которую интересуют, в первую очередь, социальные характеристики образования, а также влияние на него социальных институтов нескольких уровней: макросреды и микросреды. Также исследования в области социологии образования затрагивают такие важные вопросы, как:
- Соответствие структуры образования всем имеющимся разнообразным актуальным и, что самое главное, перспективным социальным целям и программам, которые разработаны на долгосрочное планирование дальнейшего развития общества;
- Пропорциональность морфологического строения структуры образования, соответствие всех уровней необходимым нормам и требованиям, их взаимоотношения и взаимозависимость;
- Влияние результатов образовательных процессов, которые распространяются на иные социальные процессы: профессиональные, трудовые, нравственные, организационные и технические, а также психологические.
Объект и предмет социологии образования
Объект и предмет социологии образования как социологической отрасли определяются с точки зрения разных позиций. Например, философская энциклопедия определяет предмет социологии образования наличием социологических исследований, направленных на изучение и анализ общих социальных закономерностей образовательно-воспитательного процесса, а также его функций на всех уровнях человеческого развития. Некоторые авторы (например В.Н. Турченко) отмечают, что в качестве предмета социологии образования может выступать система образования и его некоторые подсистемы (элементы образования), но это возможно лишь в условиях их целостности и совокупности, а также в рамках общественных отношений. Таким образом, предмет социологии образования – это система образования как особый социальный институт, а также условия взаимодействия подсистем образования как между собой, так и с другими социальными явлениями.
Объектом социологии образования является вся обширная образовательная сфера, которая выступает в качестве особого социального явления. Сюда входят люди и социальные группы, их объединения и организации в системе образования, так как именно в этой среде происходит основное функционирование процессов образования и действуют определенные системы взаимодействий и взаимоотношений людей. Таким образом, объект социологии образования – это сам институт образования, но через призму его всевозможных социальных явлений (с позиции социальной природы образования).
Задачи социологии образования
Существует сразу несколько ключевых подходов, которые позволяют определить ключевые задачи социологии образования. Среди них исторический, методологический, теоретический, эмпирический и практический. Стоит отметить, что деление на подходы многие авторы считают условным, но все же в каждом из них присутствуют свои особые черты и элементы.
В рамках исторического подхода социология образования выполняет следующие задачи: осмысление проблем образования и его кризиса, определение связи образовательной системы с социальной и профессиональной структурами общества, выявление видов и форм неравенства в системе образования, анализ образования как особой системы и социального института, а также видов его деятельности как социального процесса.
Методологический подход к определению задач социологии образования предполагает, что социология образования изначально взаимодействует с другими отраслями социологии: социологией молодежи, социологией профессии и знания. Отсюда в качестве актуальной задачи выступает исследование образования на разных его этапах: дошкольного, дополнительного, начального профессионального, среднего профессионального, послевузовского. В связи с этим возникает еще одна задача: определение соотношения между социологией образования как отрасли, ее подсистемами и специальными социологическими теориями, которые направлены на образование.
Теоретический подход – нацеленность на исследование общественных реалий, выявление роли образования в развитии экономической, социальной, духовной и политической сфер общественной жизни человека или более широкой социальной группы. Также перед социологией образования встает задача определить, как образовательные процессы влияют на иерархию в социальной системе, на распределение благ и ресурсов в зависимости от уровня образования человека, его грамотности и интеллектуальных способностей.
Последний подход – эмпирический, в котором речь идет о тех задачах социологии образования, которые возникают перед ней в связи с подготовкой эмпирических исследований и их непосредственной реализации. Сюда входят более конкретные, локальные вопросы образования, его участников (учащихся, преподавателей, руководителей учебных заведений) а также роль государства в организации образования, его изменения и реформирования. Отметим, что в рамках данного подхода при исследованиях учитываются образовательные потребности населения, молодежи и иных социальных групп, а также ряда различных социальных субъектов. Таким образом, ключевая задача – грамотная организация и реализация подобных исследований, подготовка достоверного аналитического материала.