Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История социологии образования

Социология образования: что это

Определение 1

Социология образования является специальной социологической дисциплиной, которая в качестве предмета исследований выделяет систему образования как социальный институт.

В то же время система образования в рамках социологии образования является особым видом деятельности, и представляет особую социальную ценность как для личности, так и для общества. Иными словами, социология образования и ее исследования заинтересованы не только в сущности и структуре образовательных институтов, но также и в их взаимоотношении и взаимодействии с иными социальными подсистемами, и в целом м обществом.

Социология образования относится к специальным (частным) социологическим теориям, то есть ко второму уровню системы социологического знания в общей науке. Она выступает в качестве отрасли социологической науки, которая рассматривает образование как отдельный и особый социальный институт, а также как социальный и культурный процесс передачи богатого и многовекового социального опыта от старшего поколения к младшему.

Статья: История социологии образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На сегодняшний день социология образования является одним из самых прогрессивных научных направлений. В связи с происходящими изменениями в системе образования, ее реформирования мы все больше сталкиваемся с новыми предположениями о том, как и какими механизмами пользуются исследователи при анализе процессов и явлений в образовательной среде. Немаловажно еще и то, что социология образования реализуется на двух ключевых уровнях: на уровне микросоциологии, и на уровне макросоциологии. Они отличаются охватом и объектом исследования, а также функциями института образования, которые реализуются в процессе формирования, обоснования и передачи ключевых научных знаний и опыта из поколения в поколение. Но общая цель остается неизменной:

  • повысить образовательный уровень населения,
  • подготовить полноценных специалистов в разных областях, которые будут составлять основу общества.

Специфика истории социологии образования

Замечание 1

Специфическая особенность социологии образования обусловлена, в первую очередь, тем, что ее представители стремились выявить механизмы взаимодействия социальных и педагогических системы, а также переосмыслить усиливающуюся роль образования в жизни общества.

«История социологии образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как самостоятельная дисциплина, социология образования сформировалась и институциализировалась в 40-50-х годах 20 века. Чуть позже, в 1960 году в рамках Американской социологической ассоциации (American Sociological Association) была образована первая секция социологии образования, а с 1963 года Американская социологическая ассоциация начинает выпуск научного журнала «Социология образования».

Еще одна специфическая черта в развитии – наличие большого количества исследовательских теорий и предположений о влиянии социологии образования на сферы человеческой жизни. Причем, отличия в смысловом содержании теорий определяются не только школой, к которой относится тот или иной социолог, но еще и его личным отношением к выделению социологии образования как отдельной социологической отрасли. Об основоположниках социологии образования мы поговорим в следующей части работы.

Основоположники социологии образования

Еще в 19 веке основоположник социологии как науки Огюст Конт (1798-1857 гг.) упоминал о необходимости обучения позитивному мышлению элиты и пролетариев. Для этого он рассматривал имеющуюся систему образования как один из важнейших социальных механизмов, направленных на распространение, передачу и необходимую трансформацию знаний, передающихся от старшего поколения к младшему.

Лестер Уорд (1841-1913 гг.) также указывал на прямую связь общества с развитием системы образования. От этого, как он утверждал, зависит успех всех имеющихся социальных реформ, которые направлены на достижение социального равенства, которого так не хватало обществу на стыке 19-20 веков. Лестер Уорд обосновал очень важную идею: образование способствует формированию коллективного разума общественности, а также направляет ход общественного развития, обосновывая единство мировоззрения.

Джон Дьюи (1859-1952 гг.) в качестве основной задачи образования определил обучение людей при помощи таких методов, как познание и преобразование окружающего мира. Вместе с тем он доказал, что школы будущего должны быть органически слиты с социальными и экономическими потребностями и основываться, ориентируясь именно на них. К тому же, идея равенства уходит на второй план: школы будущего должны быть дифференцированы по основным классовым признакам (отдельно для народа и отдельно для правящей элиты).

Самостоятельная разработка социологии образования началась в конце 19 века благодаря французскому исследователю и социологу Эмилю Дюркгейму (1858-1917 гг.). Он утверждал, что образование и воспитание являются социальными фактами, то есть они могут быть полноценным предметом социологии как науки, и для их изучения необходимо использовать конкретные социологические методы.

В Германии особый толчок развитию социологии образования дал Макс Вебер (1864-1920 гг.). его основная заслуга – разработка проблемного поля во взаимодействии социальных институтов и теории бюрократии. На их основе стал возможен принципиально новый способ анализа школы как особой социальной системы.

Вклад в осмысление предмета социологии внес Карл Манхейм (1893-1947 гг.) он рассматривал образовательную систему как особый способ воздействия на поведение человека, а также как средство, благодаря которому осуществляется социальный контроль. Несмотря на то, что социология образования стала одним из ключевых аспектов его исследований, Карл Манхейм выступал против идеологизации науки и образования. В качестве функции образования он выделил формирование особой социальной группы – творческой интеллигенции, которая могла стать будущим всего общества и способствовать демократизации всех его сфер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot