Эти теории можно объединить в три группы на основе доминирующей функции:
- функция политического контроля
- функция опосредованного духовного контроля
- культурологическая функция.
Первая группа теорий
Первая группа теорий - в них массовая коммуникация трактуется как выраженная концентрация политической власти. Они делятся на две подгруппы:
-
Теории, в основании которых материально-экономический фактор.
Они включают теорию массового общества и теории, исходящие из классической марксистской трактовки СМИ как средств производства, находящихся при капитализме в частной собственности.
Теория массового общества исходит из тезиса об ангажированности СМИ авторитетными и властными институтами общества, и как следствие их значимой роли в поддержании легитимности данных структур. Эта теория ставит акцент на особой роли СМИ в общественной жизни и проявлениях общественного мнения.
В политико-экономическо теории (основанной на макрсизме) на план выдвигаются экономические факторы, определяющие функции СМИ.
-
Теории, в основании которых идеологический фактор.
Так, в теории гегемонии СМИ словом «гегемония» обозначается господствующая идеология. Импульс для ее возникновения - тезис критической теории общества, согласно которому СМИ - это мощный механизм, способный вести к изменениям в обществе. Наиболее последовательным представителем этой теории является греческий французский философ Л.Альтюссер.
В основе данной теории находится положение о самодостаточности любых идеологических факторов как социальных стимулов, подталкивающих общество к развитию, на которые воздействуют не столько экономические или структурные критерии, сколько механизмы формирования сознания масс. В ходе данной теории осуществляется изучение форм арикуляции информации, представляющей идеологическую значимость, и тех механизмов, с помощью которых укрепляются идеологические постулаты и формируется сознание масс. Подчеркивается также огромное (даже почти самодовлеющее) значение СМИ, обеспечиваемое регулярностью их воздействия и возможностями влияния на сознание масс в опосредованных, скрытых формах.
Вторая группа теорий
В нее преимущественно входят теории, разработанные в рамках структурно-функционалистской методологии.
Подобные, исходящие из структурного функционализма, теории по большей части восходят к социологической теории социального действия Т.Парсонса – социолога из США, создавшего системно-функциональную школу в социологической науке.
И в преимущественной степени опираются также на положение продолжателя социологической традиции Т. Парсонса социолога Р. Мертона, об обусловленности всех действий в обществе его потребностями. Идеологическим факторам при этом не отводится особой, какой-либо существенной, роли. СМИ, согласно данной теории, являются самоорганизующейся и самоконтролируемой подсистемой, функционирующей в соответствие с установленными политическими правилами. Массовая коммуникация выполняет следующие важнейшие функции:
- информационную,
- интерпретирующую,
- обеспечивающую преемственность доминирующей культуры,
- развлекательную,
- мобилизующую людей к политически активным действиям во время проведения различных кампаний.
Третья группа теорий
Основывается на социокультурологическом подходе к массовой коммуникации и роли СМИ в обществе. Так для Франкфуртской (поздней) школы во втором периоде ее деятельности была характерна обращенность на культурологические проблемы функционирования средств массовой коммуникации. Вольно, либо невольно представителями данной школы сохранялось марксистское положение о принципе историзма как важном при анализе факторов, обусловливающих характер социальных отношений в обществе.