Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории социологии массовых коммуникаций

Эти теории можно объединить в три группы на основе доминирующей функции:

  1. функция политического контроля
  2. функция опосредованного духовного контроля
  3. культурологическая функция.

Первая группа теорий

Первая группа теорий - в них массовая коммуникация трактуется как выраженная концентрация политической власти. Они делятся на две подгруппы:

  1. Теории, в основании которых материально-экономический фактор.

    Они включают теорию массового общества и теории, исходящие из классической марксистской трактовки СМИ как средств производства, находящихся при капитализме в частной собственности.

    Теория массового общества исходит из тезиса об ангажированности СМИ авторитетными и властными институтами общества, и как следствие их значимой роли в поддержании легитимности данных структур. Эта теория ставит акцент на особой роли СМИ в общественной жизни и проявлениях общественного мнения.

    В политико-экономическо теории (основанной на макрсизме) на план выдвигаются экономические факторы, определяющие функции СМИ.

  2. Теории, в основании которых идеологический фактор.

    Так, в теории гегемонии СМИ словом «гегемония» обозначается господствующая идеология. Импульс для ее возникновения - тезис критической теории общества, согласно которому СМИ - это мощный механизм, способный вести к изменениям в обществе. Наиболее последовательным представителем этой теории является греческий французский философ Л.Альтюссер.

    В основе данной теории находится положение о самодостаточности любых идеологических факторов как социальных стимулов, подталкивающих общество к развитию, на которые воздействуют не столько экономические или структурные критерии, сколько механизмы формирования сознания масс. В ходе данной теории осуществляется изучение форм арикуляции информации, представляющей идеологическую значимость, и тех механизмов, с помощью которых укрепляются идеологические постулаты и формируется сознание масс. Подчеркивается также огромное (даже почти самодовлеющее) значение СМИ, обеспечиваемое регулярностью их воздействия и возможностями влияния на сознание масс в опосредованных, скрытых формах.

Статья: Теории социологии массовых коммуникаций
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Вторая группа теорий

В нее преимущественно входят теории, разработанные в рамках структурно-функционалистской методологии.

Замечание 1

Подобные, исходящие из структурного функционализма, теории по большей части восходят к социологической теории социального действия Т.Парсонса – социолога из США, создавшего системно-функциональную школу в социологической науке.

И в преимущественной степени опираются также на положение продолжателя социологической традиции Т. Парсонса социолога Р. Мертона, об обусловленности всех действий в обществе его потребностями. Идеологическим факторам при этом не отводится особой, какой-либо существенной, роли. СМИ, согласно данной теории, являются самоорганизующейся и самоконтролируемой подсистемой, функционирующей в соответствие с установленными политическими правилами. Массовая коммуникация выполняет следующие важнейшие функции:

  • информационную,
  • интерпретирующую,
  • обеспечивающую преемственность доминирующей культуры,
  • развлекательную,
  • мобилизующую людей к политически активным действиям во время проведения различных кампаний.

Третья группа теорий

Основывается на социокультурологическом подходе к массовой коммуникации и роли СМИ в обществе. Так для Франкфуртской (поздней) школы во втором периоде ее деятельности была характерна обращенность на культурологические проблемы функционирования средств массовой коммуникации. Вольно, либо невольно представителями данной школы сохранялось марксистское положение о принципе историзма как важном при анализе факторов, обусловливающих характер социальных отношений в обществе.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot