Законодательная социология – это комплекс социологических исследований, который направлен на обеспечение юридических законов, действующих на общество, и тем самым, на социологию.
История зарождения
Законодательная социология зародилась в 1950 году в США, когда были проведены исследования, которые и были признаны началом в современном тому времени законодательству.
Основоположником законодательной социологии был признан Спенсер и Карбонье, которые говорили о том, что ученые социологи смогут оказать помощь в улучшении работы законодательных норм. При этом Спенсер выделял то, что все бедствия происходят из-за неправильной работы многих врачей, а созданные законы, только ухудшали положение.
Практика доказывает, что законодательные органы способны на ошибку, когда принимают какой-либо закон. Для это существует такое понятие как мертвый закон.
Мертвый закон – закон, который был принят законодательными органами, но на практике не оказывает никакого воздействия.
Создавать законы для всего народа — это целая наука, которая не всем подвластна и имеет особую структуру. Любой законодательный представитель не может принимать закон о том, в чем не имеет определенных знаний и навыков, а может лишь приступить к своей работе, имея представление, как данный закон будет задействован в обществе. Он должен знать и уметь пользоваться информацией о структуре общества, его функционировании и развитии.
Законодательная социология нужна, чтобы сводить негативность принятых законов к минимуму, изучить условия жизни общества при создании нового закона, показывать влияние законов на жизнь общества, анализировать какая происходит реакция общества на нововведенный закон, выявлять различные сферы в общественных отношениях, которые в свою очередь будут требовать законодательное регулирование.
Стадии законодательной социологии
Законодательная социология была разделена учеными-социологами и представлена тремя стадиями:
- Предзаконодательной, которая будет необходимой для того, чтобы подготовить общество к реальным изменениям в законах и принятию новых. В ней выявлены все слои населения, которые нужно подготавливать морально к каким-либо законодательным изменениям.
- Послезаконодательной, которая наступает сразу же после принятия закона и действует, пока он не станет действительным в обществе.
-
Законодательной, которая в свою очередь разделяется на несколько уровней:
- Прогнозирование, которое включает в себя составление прогноза и проведение социологического исследования.
- Необходимость принятия нормативных актов.
- Подготовка законопроекта.
- Проведение эксперимента для выяснения реальности нового законопроекта.
- Раскрытие реального образа мнений общественности всвязи с принятым законом.
- Изучение результативности принятого закона.
- Контроль за соблюдением принятого нормативного акта.
Для социологического обеспечения законотворчества необходимо использовать весь имеющийся методический арсенал современной социологии.
Основной инструмент, используемый в законодательной социологии, – это опросы. Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации, общественного мнения (оперативные экспресс-опросы, используемые на различных стадиях). Стадия – период, уровень или степень в процессе развития, роста или изменения, разработки законов или референдумы.
Таким образом законодательную социологию определяют, как некий комплексный теоретический и эмпирический материал, который использует юридические основы, которые в свою очередь направлены на обеспечение социологии правовыми законами.