Возникновение социологии как науки
Общество в своей истории проходило множество этапов становления и развития. От древнейших времен до настоящего времени. И все это время проходил непрерывный процесс появления новых социальных институтов, изменения социальной структуры общества, появления социальных фактов, которые требовали объяснений и появления новых теорий развития общества. Для того, чтобы объяснить суть происходящих перемен постоянно возникали новые и новые подходы к изучению процесса общественного изменения и развития.
В наиболее полной мере объяснить и обосновать основные направления развития молодой науки о закономерностях развития общества удалось Огюсту Конту, французскому философу. Он стремился к эмпирическим исследованиям изучаемых социальных явлений. По его мнению, для эффективного решения проблем общественной жизни социальная наука должна использовать методы, используемые в естественных науках. Первоначально он и назвал свою науку – социальная физика, а впоследствии – социология.
Его наука состояла из двух частей: социальной статики и социальной динамики.
Уже из их названия понятны направления изучения процесса развития общества:
- Изучение структуры общества как бы в застывшем положении, остановившемся в развитии на данный момент времени.
- Исследование процессов социальных изменений.
Конт был уверен, что социология способна дать ответы на самые остро стоящие вопросы и указать путь развития общества без катаклизмов и революций. Именно поэтому он назвал свою науку «позитивной» наукой.
Развите социологии как науки
В таком понимании она нашла свое продолжение в трудах английского ученого Герберта Спенсера, который является одним из основоположников биологического направления в социологии. Общество, по мнению Спенсера, представляет собой биологический организм каждый социальный институт (орган) которого отвечает за выполнение определенных функций и способствует жизнедеятельности всего общества.
Отличием процесса развития общества от процесса развития биологического организма Спенсер считал цель и особенности их функционирования. Части биологического организма существуют для того, чтобы обеспечивать его жизнедеятельность. Социальный же организм отличается тем, что общество, т.е. организм в целом, существует для блага своих «частей» - отдельных членов.
Совершенно противоположных взглядов на процесс развития общества придерживался немецкий ученый Карл Маркс. Его учение гласило: процесс развития общества неразрывно связан с имеющимся способом производства и уровнем развития экономической системы. История, в его понимании, это процесс смены экономических формаций, который происходит в результате классовой борьбы и социальных революций.
Классический этап развития социологии
Классический этап развития социологии связан с именами таких ученых, занимавшихся социологией, как Э. Дюркгейм, М. Вебер.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм придерживался идеи выделения особого предмета изучения в социологии. В качестве такого предмета им рассматривалась особая реальность в основе, которой лежат социальные факты.
Главными признаками социальных фактов являются: объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, «принуждая» его действовать в соответствии с общими ожиданиями, нормами, требованиями.
Еще один сторонник классической Макс Вебер является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. Он считал главным предметом изучения мотивы деятельности и поведения человека, группы людей. По его мнению деятельность человека это самостоятельное и осмысленное проявление его воли. Процесс влияния общества на человека, не является односторонним. Человек, по мнению Вебера, способен осознанно взаимодействовать с другими людьми, с целью достижения своих целей и интересов, и тем самым создавать новую социальную реальность.